Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Под знаком белой ромашки. Как в Бобруйске боролись с чахоткой, бугорчаткой и сухотами

342 0

Под знаком белой ромашки. Как в Бобруйске боролись с чахоткой, бугорчаткой и сухотами

«День белой ромашки» – под таким названием мировое сообщество отмечает Международный день борьбы с туберкулезом 24 марта. Ровно 140 лет назад немецкий микробиолог Роберт Кох объявил о сделанном им открытии возбудителя опасной болезни, а в 1905 году ученый получил Нобелевскую премию в области медицины. Интересно, что в 1880-м на заседании общества минских врачей доклад о туберкулезе сделал уездный врач из Пинска Головачев, еще до открытия Коха заявивший, что заболевание вызывается микробом. В России противостоя­ние болезни организовывала Всероссийская лига борьбы с туберкулезом с 1911 года. Движение «Белого цветка» охватило огромную территорию страны, за столицей потянулись и другие города – на улицы Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Минска выходили тысячи добровольцев-­сборщиков пожертвований. Не стоял в стороне от сопротивления чахотке и наш город на Березине.

Неравнодушный Лазаревич

В прошлом году исполнилось 110 лет со дня открытия первого в Беларуси Бобруйского отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. Инициатором и душой его был врач 158-го пехотного Кутаисского полка Александр Иванович Лазаревич, прибывший на службу в наш город 23-летним лекарем в 1909 году. В протоколе заседания Бобруйского медицинского общества от 18 апреля 1911 года читаем: «В феврале на заседании общества был заслушан доклад А.И. Лазаревича о целях и задачах Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом; ознакомившись с его уставом, присутствующие единодушно предложили сделать заявление за подписью присутствующих об открытии Бобруйского отдела Лиги».

В своих письмах 1959 года А.И. Лазаревич вспоминал: «В Бобруйск попал случайно… Вскоре я начал приемы в бесплатной городской амбулатории, на которых обнаружил, что в городе имеется большое количество туберкулезных больных, остающихся в сущности без всякой помощи. Это навело меня на мысль организовать отдел Лиги для борьбы с туберкулезом. Врачебная общественность города пошла навстречу этому предложению, но предварительно для получения средств надо было организовать день «Белой ромашки». К этому очень сочувственно отнеслось население. Оставалось на то и другое получить разрешение Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. Я списался с секретарем Лиги профессором В.А. Воробьевым, и вскоре разрешение было получено. Тогда было созвано организационное заседание, и 22 июля 1911 года создан отдел Лиги, я был избран его председателем». В годы Первой мировой войны Александр Иванович принимал участие в военных действиях в качестве врача, а затем всю свою жизнь посвятил борьбе с туберкулезом. С 1918-го по 1953-й он работал в НИИ туберкулеза Минздрава РСФСР, а с 1953 года – консультантом в Московском областном противотуберкулезном диспансере и организованном им санатории для больных туберкулезом беременных женщин. В те годы написал книгу «Туберкулез при беременности». Умер А.И. Лазаревич в 1961-м на 85-м году жизни.

На борьбу с чахоткой вставали все

После создания отдела Лиги решили бесплатно организовать прием туберкулезных больных при амбулатории Бобруйского медицинского общества, исследовать мокроты в местных бактериологических кабинетах, впрыскивать туберкулин, выдавать беднейшим из пациентов лекарства. Члены правления постановили также устроить под Бобруйском небольшую загородную дачу-­колонию для туберкулезных больных. Для них предусматривались бесплатное питание, дозированный под наблюдением врача труд на огородах, что уменьшало бы расходы на содержание пациентов. Но даже и на такую колонию у отдела Лиги не хватало средств. Поэтому в газете «Бобруйские отклики» 24 января 1912 года было помещено воззвание к населению о пожертвованиях.

Для осуществления всех своих проектов Александр Иванович попросил продлить срок его военной службы в Бобруйске еще на 7 месяцев, но, так и не дождавшись открытия колонии, в апреле 1912 года вынужден был вернуться на прежнее место работы в Москву. Однако в организованных военным доктором праздниках «Белого цветка» принимали участие почти все слои населения. К благотворительным базарам бобруйчане готовились заранее: в каждой семье что-то мастерили, вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в соответствующие комитеты. Прейскурантов на букеты и цветочки не было – каждый давал сколько может: и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах. Ярким украшением праздников были юные барышни и дети, которые ходили с ­шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая: «Жертвуйте на борьбу с чахоткой!»

Сподвижники доктора

Сезонная дача-колония для 12 больных все-таки открылась 8 июля 1912 года на окраине нашего города – в Лагерной Слободке. Заведующим ее был избран земский врач Федор Филиппович Толчинский, а его помощником – фельдшер Кацнельсон. Пользовавшегося большим уважением у врачей города А.И. Лазаревича после отъезда избрали пожизненно почетным членом Бобруйского отдела Лиги, а его председателем – генерал-лейтенанта Евгения Александровича Ферсмана, командовавшего в нашем городе 40-й пехотной дивизией. На III съезде врачей Минской губернии в 1914 году бобруйчанин Меер Лазаревич Каценельсон доложил о работе дачи-­колонии для туберкулезных больных, об издании брошюры и листовок «О чахотке», о проведении лекций врачами на эту тему среди населения города. Он поддержал решение Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом о том, что основным ядром противотуберкулезных учреждений должен являться диспансер с попечительством, а роль санатория ограничена. Бобруйский доктор высказал предложения о необходимости введения обязательной регистрации больных туберкулезом в амбулатории, об увеличении средств на эти цели и об участии государства в борьбе с тяжелым недугом. Таким образом, первые организаторы и энтузиасты борьбы с туберкулезом на Бобруйщине внесли огромный вклад в дело становления противотуберкулезной службы Беларуси, за что заслуживают глубокого уважения.

И правнучка Пушкина спасала…

За три месяца до открытия отдела, 24 апреля 1911 года, в Бобруйске был проведен День белого цветка (белой ромашки), давший сбор около 625 рублей. Среди тех, кто принимал активное учас­тие в распространении символа этого дня, была и проживавшая в те годы в нашем городе Софья Павловна Кологривова (урожденная Воронцова-­Вельяминова) – правнучка А.С. Пушкина, вошедшая в состав первого в Беларуси отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. В длинном платье, в шляпке в виде чалмы и с лентой через плечо, на которой была надпись «Борьба с чахоткой», она нередко сама шла по центральной бобруйской улице. В руках держала небольшую урну для сбора пожертвований, опечатанную печатью Лиги, которая только в конце дня вскрывалась, а кассу подсчитывала специальная комиссия. Кошелка предназначалась для цветов ромашки, летом живых, зимой – искусственных. Жертвующим деньги Софья Павловна прикалывала на шляпы, вдевала в петлицы цветок на память, который с гордостью носили целый день. Женщину-общественницу, как правило, сопровождали два статных офицера. Сбор пожертвований осуществлялся в самых оживленных местах, во время религиозных праздников и при другом стечении народа.
Как вспоминал ветеран белорусского здравоохранения, врач-фтизиатр ­Иосиф Гриб, в начале прошлого века С.П. Кологривова поступила на открывшиеся при Бобруйской крепости курсы медсестер, а в начале Первой мировой работала в лазарете Красного Креста под руководством известного нашего врача Владимира Осиповича Морзона. Когда фронт приблизился к городу и лазарет расформировали, Морзон дал хорошие отзывы о ее работе, и Софью Павловну направили в один из госпиталей на юге России. Позже ее перевели в санитарный поезд, который перевозил раненых из-под Риги в Петроград.

После Октябрьской революции Софья Павловна работала в различных детских учреждениях Бобруйска. В начале 1930-х годов переехала в Москву. Она прожила большую и нелегкую жизнь (1884-1974 гг.), перенеся много страданий и боли. Но невзгоды не ожесточили ее, до конца своих дней она стремилась помочь знакомым и незнакомым всем, чем могла. Похоронена Софья Павловна в городе Чехове, там же, где покоится ее дедушка – старший сын великого поэта.