Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

И лес ощетинился штыками. Из партизанских былей Бобруйщины

55 0

И лес ощетинился штыками. Из партизанских былей Бобруйщины

В 1943-м на фронтах и в тылу немецко-­фашистских захватчиков уже было далеко не то, что двумя и годом ранее. Земля буквально горела под ногами непрошеных гостей, посягнувших на свободу и независимость великой державы. На ее защиту поднялись все народы Советского Союза. Велико напряжение в схватке с врагом было и на нашей белорусской земле.

Варваров – к ответу

Три года продолжалась вражеская оккупация города на Березине и района. Как писал «Бобруйский партизан», орган подпольного райкома КП(б)Б, «Тысячи свежих могил замученных и расстрелянных советских граждан разбросаны по родной земле. Не одна тысяча мирных граждан Бобруйска и района погибла от рук кровожадного гестапо. Десятки тысяч военнопленных отдали жизнь за проволокой бобруйских лагерей. Тысячи трудоспособных вывезены в немецкое рабство. Трудящиеся Бобруйщины никогда не забудут и не простят гитлеровскому отребью его злодеяний». Газета призывала: «Близятся дни победоносных решающих боев. В это горячее время отдадим все свои силы на помощь Красной Армии и партизанам для окончательного разгрома немецких оккупантов!»

Когда на юго-востоке Беларуси советские воины уже освобождали первые райцентры, «Бобруйский партизан» знакомил своих читателей с результатами двухлетней борьбы с захватчиками на Бобруйщине и в прилегающих к ней районах. К весне 1943 года народными мстителями были уничтожены около 6 тысяч вражеских солдат и офицеров, организовано крушение свыше полусотни эшелонов с войсками и военными грузами, полностью выведено из строя 38 паровозов, 523 вагона, 115 платформ, взорвано 17 километров железнодорожного полотна. Но не только в «рельсовой войне» показали себя партизаны – более четырех десятков шоссейных мостов разрушили они, сожгли 4 танка, 7 бронемашин, 179 автомобилей, 14 тракторов, разгромили 2 немецких гарнизона и 17 полицейских участков…

И еще урожай защищали

Уничтожая врага, народные мстители 80 лет назад заботились и о хлебе насущном. Они помогали крестьянам убирать урожай, защищали его от разграбления фашистами. Партизанская хроника действий только в окрестностях Бобруйска свидетельствует: бригада Львова три дня вела бои в августе 1943-го с немецко-­полицейским отрядом, пытавшимся захватить деревню Устерхи и вывезти уже заскирдованный хлеб; бригада имени Пономаренко и отряд имени Чапаева четверо суток бились с захватчиками, не давая умыкнуть зерно в деревнях Редковичского сельсовета на Любанщине; бригада имени Гуляева в течение 11 суток (!) отражала попытки противника вывезти урожай из деревень Славковичского сельсовета на Глусчине.

Совсем не велосипедной прогулкой оказалась для оккупантов поездка за хлебом в деревни Марковщина и Вишневка в двух и четырех километрах севернее Кличева, куда из Бобруйска прибыли 1-я и 4-я маршевые роты. 31 августа 1943 года объединенными действиями партизанских отрядов Изоха и Скрыпко они были разгромлены с уничтожением 68 и пленением 22 солдат и офицеров вермахта. В качестве трофеев у гитлеровцев были взяты миномет с 36 минами, два ручных пулемета, три винтовки с почти 25 тысячами патронов, 18 велосипедов, восемь лошадей с пятью повозками, 27 шинелей, 13 пар сапог и другое обмундирование. К сожалению, не обошлось без потерь и у партизан – один был убит и двое ранены.

Частушечнику – пистолет в награду

Архивные документы порой открывают совсем неожиданные стороны партизанской жизни. Ведь давно известна риторическая строчка из песни «Кто сказал, что надо бросить песни на вой­не?». Вот и лесные мстители в нашем крае не забывали о самодеятельном творчестве даже в самые суровые времена. Например, Кличевский подпольный райком комсомола ровно 80 лет назад принял постановление об организации смот­ра художественной самодеятельности партизанских отрядов района. Главной целью его называлось отражение в художественной форме «жизни и борьбы партизан, героических подвигов Красной Армии и советского народа в борьбе с озверелым фашизмом за окончательное освобождение нашей Родины».

При этом организаторы предлагали использовать самые различные жанры и формы творчества: инсценировки и ­спектакли, пляски и декламацию, стихотворения и рассказы, песни и музыку, сочиненные партизанами.

Как и в мирные времена, были определены состав жюри во главе с секретарем РК ЛКСМБ Лаптенком и призовой фонд для победителей смотра. Премии, конечно, были установлены в духе и с учетом возможностей военного времени. Например, премией за первое место коллективу художественной самодеятельности был… ручной пулемет, а за второе – автомат ППШ. Для лучших исполнителей в индивидуальном зачете предусматривалось пять призов: автомат ППШ, винтовка с оптическим прицелом, пистолет ТТ, аптечка и библиотечка. Подготовка смотра проходила в перерывах между рейдами и боями народных мстителей с карателями. Тем не менее уже был утвержден репертуар, с которым должны были выступать партизанские таланты.

Бойцы Чумак и Воробьев записались для исполнения клоунад «Прием на работу» и «Пакет», а первый из них в паре с бойцом Болтушко брался исполнить еще и шуточный танец. Рядовой 277-го партизанского полка Марковский готовился прочитать художественный рассказ, а его однополчанин боец Кулик репетировал сразу декламирование собственного стихотворения «Товарищу Сталину», «Стихов о советском паспорте» Ма­яковского, исполнение инструментальных пьес «Светит месяц» и «Прекрасная Роз-Мари». Явно творческую семью представляли разведчик Григорий Изох, собиравшийся исполнить популярные песни «Раскинулось море широко» и «Синий платочек», и Ольга Изох, готовившая дуэт с Анной Шамаль. Трио бойцов Воробьева, Строкова и Юшкевича с помощью скрипки, гармони и гитары планировало покорить зрителей и жюри исполнением не менее известных произведений «Тачанка», «Спят курганы темные» и песни из кинофильма «Искатели счастья»… Замечательная была программа, вот только была ли она реализована? Документы об итогах и награждении победителей смотра отсутствуют – быть может, они не вернулись из боя?

А в это время в Бобруйске…

К середине третьего года оккупации фашистами Бобруйска в городе была введена всеобщая трудовая повинность для всех граждан в возрасте от 14 до 60 лет. Заработная плата сохранялась довоенная, но цены выросли в десять раз. В магазинах в продаже были лишь глиняная посуда да кое-какие детские игрушки. Паек рабочего на предприятии составлял 200 граммов черного хлеба в день. Продажа мяса на рынках была запрещена, ловить рыбу жители не имели права. В гражданских амбулаториях можно было достать лишь йод и аспирин. Учебой в школах охвачены были не более 40 процентов юных бобруйчан.

Дом Красной Армии с богатой библиотекой был разграблен и изуродован, сад Челюскинцев был превращен в офицерское кладбище, а клубы – в публичные дома. Готовясь к неизбежному приходу Красной Армии, оккупанты минировали улицы, устраивали на них доты, противотанковые заграждения, рыли траншеи и окопы. Почувствовав запах жареного, временные хозяева нашего города на Березине начали прямо в театре и кинотеатре хватать людей для отправки в ­Германию.

Конечно, за такую безрадостную жизнь партизаны во взаимодействии с бобруйскими подпольщиками мстили фашистам. Осенью 1943-го только группа подрывников Павла Кожушко, например, уничтожила турбину кирпичного и машинное отделение шпалорезного заводов.

Три года продолжалась вражеская оккупация города на Березине. После освобождения Бобруйщины всей Беларуси стали в полной мере известны имена организаторов мужественной борьбы партизан Виктора Ильича Ливенцева и Николая Борисовича Храпко, Алексея Васильевича Львова и Сергея Васильевича Сыроквашина, многих и многих других участников сопротивления ненавистному врагу.

Александр Казак.
Иллюстрации
из открытых источников интернета.