Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

С песней душа улетает: в Бобруйске прошел вечер русского романса

bobrlif.by 1 026 0

С песней душа улетает: в Бобруйске прошел вечер русского романса

Романс родился в Испании. Странствующие трубадуры исполняли лирические песни на романском языке (слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит исполняемый на романском (испанском) языке). В Россию новый жанр пришел в XVIII столетии и вначале мало чем отличался от русской песни. А в следующем веке стал так популярен, что писать всем понятные душевные истории стали известные и не слишком поэты.

24 мая в галерее Бобруйского художественного музея ценителей этого музыкального стиля собрала вокальная студия «Вдохновение». Романсы прозвучали в исполнении Людмилы Улановой (художественного руководителя коллектива), Виктории Беспризванной, Тамары Новикевич и Татьяны Пуховской. Аккомпанировала на фортепиано Елена Безущенок.

Стихотворение «В минуту жизни трудную» Лермонтов написал в действительно непростой период жизни, когда его отвергла возлюбленная. Строки этого произведения так трогали за душу, что больше 40 композиторов сочинили к ним музыку. «Молитва» – один из самых известных и любимых романсов на стихи великого поэта.

Романс «Мой костер в тумане светит» давно стал народным. На самом деле, это стихотворение Якова Полонского, одного из главных русских поэтов послепушкинской эпохи.

Николай Харито первый и, как оказалось впоследствии, самый знаменитый романс (всего создал около 50) «Отцвели уж давно…» написал в 24-летнем возрасте. Жизнь талантливого композитора в 32 года оборвал нелепый трагический случай. На свадьбе, куда он был приглашен, в него выстрелил из-за вспышки ревности офицер. Когда молодой человек лежал на полу, истекая кровью, в свадебном зале кто-то из гостей тихо-тихо затянул «Хризантемы», и улыбка навсегда застыла на прекрасном лице Харито.

Первая публикация романса «Калитка» (музыка В.И. Буюкли, текст А.Н. Будищева) состоялась в 1898. Стихотворение сначала не имело названия – узнавалось по первой строчке «Только вечер затеплится синий…» – и лишь положенное на музыку обрело сегодняшнее название. Это произведение любимо многими в исполнении Нани Брегвадзе.

Замечательный женский романс «Темно-вишневая шаль», который раньше публиковался без авторства, сочинил (и слова, и музыку) в начале XX века Владимир Бакалейников.

В советское время «Ночь светла» упрекали в «излишней красивости», но исполнялся романс гораздо чаще остальных своих собратьев.

Петр Петрович Булахов, разбитый параличом и прикованный к креслу, написал множество романсов, в которых переплелись цыганская песня, городской романс, итальянская и французская опера, русская песня, полонез и вальс. В этот вечер прозвучали «И нет в мире очей» и «Не пробуждай воспоминаний».

В 1904 году Николай Листов познакомился с актрисой Александрой Медведевой и страстно влюбился. Чувство было обоюдным. Но родители молодого человека были против этого брака. И все же любовь оказалась сильнее. Вспоминая бал, на котором встретил свою судьбу, Листов сочинил романс «Я помню вальса звук прелестный» и первым исполнил его. Это было единственное музыкально-поэтическое произведение Николая Афанасьевича.

В основу романса Настеньки из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» легло стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года», которое она посвятила мужу. В другой Рязановской картине – «Жестокий романс» – звучит еще одно произведение на стихотворение Цветаевой: «Под лаской плюшевого пледа». В этой же ленте Валентина Пономарева (а именно ее голос звучит за кадром) спела романс на стихи Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу».

Романс «Капризная, упрямая» повествует о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, любви трудной, омраченной сомнениями.

После Октябрьской революции романс «В лунном сиянии» (или «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») был объявлен «буржуазным пережитком, мешающим строить светлое будущее». Лишь в 50-х годах его «реабилитировали».

Музыка к романсу «Ямщик, не гони лошадей» была написана как ответ романсу «Гони, ямщик!». Не ясно, было ли это просто творческим «спором» либо авторы хорошо знали друг друга.

30-летний чиновник Николай Зубов был ослеплен талантом начинающей певицы Анастасии Вяльцевой (ее называли «певицей радостей жизни», так как она сама подбирала материал и отвергала песни, в которых были слова «тоска», «печаль», «горе», «смерть», «разлука»). Не имея музыкального образования и не зная нот, талантливый самоучка Зубов мог сразу сыграть «на слух» или спеть, что услышал, наизусть исполнял на рояле свои произведения. Своей музе он посвятил романс «Не уходи» и еще десяток других.

В 1842 году Фет написал стихотворение «На заре ты ее не буди», после того как провел ночь в доме друзей, у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Этой девочке поэт и посвятил свое произведение. В том же году композитор Варламов положил его на музыку.

Музыку к самому своему известному романсу Борис Фомин написал за ночь, а утором побежал к знакомому поэту Павлу Герману. У того были стихи, написанные в 1923 году, которые прекрасно легли на музыку. Так родился романс «Только раз», первым исполнителем которого стала легендарная Изабелла Юрьева.