Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Мостовые Бобруйска. Как преображались улицы города

3 883 0

Мостовые Бобруйска. Как преображались улицы города

По булыжнику – в будущее

«Старая улица» – широкий песчаный путь, который шел от вокзала до центра, до рынка, – была полна колдобин. Неоднократно случалось так, что лошадь вместе с повозкой проваливалась в такую яму и застревала. Затем можно было увидеть картину, которая была частью панорамы жизни Бобруйска: лошадь напрягалась изо всех сил, пытаясь вытащить воз, но не могла. Возчик бил палкой клячу по бокам, из которых и так выпирали ребра. Люди приходили на помощь, подбирались к колесам, толкали их и кричали. А балагол бил животину, бил и ругал людей и лошадь, выбивавшихся из сил. Нередко это заканчивалось тем, что колеса вместе с осью рушились, повозка опрокидывалась.


…Осенью улицы Бобруйска представляли одно большое болото. Муравьевская улица и Базарная площадь были просто непроходимы. Человек погружался в грязь, наверно, на четверть метра глубиной. На улицах не было тротуаров или хотя бы пары досок, переброшенных по одному или другому болоту. Прохожие маневрировали над ними, балансируя с вытянутыми руками, если не хотели утонуть…», – вспоминал старый бобруйчанин Бен-Цион Эпельман.
Практически вторил ему другой наш земляк Михель Марголин: «…В 1905 году мы выходили на Шоссейную и демонстрировали. Город был затоплен грязью, и эта улица была единственным местом, где можно было провести демонстрацию».
Между тем, как свидетельствуют архивные документы, за какие-то полтора десятка лет – с 1895 по 1910 год – количество домов в городе на Березине увеличилось с 2520 до 3549, причем каменных стало почти в три с половиной раза больше и подобралось к четырем сотням. Улучшение экономического положения в городе нашло свое выражение и в мощении улиц. Летом 1909 года булыжник начали укладывать на нескольких центральных. В связи с этим население было обложено несколькими специальными налогами, например, налогом на товары, ввозимые по железной дороге.

Не мудрствуя лукаво

Даже в оккупированном кайзеровцами Бобруйске в 1918 году совершенствование проезжей части улиц продолжалось. Одним из постановлений городской думы, например, предусматривалось «для возмещения расходов по замощению дороги, ведущей от шоссе к пристани, утвердить шкалу попудного сбора, предложенную пароходовладельцами, с привозимых по реке грузов в двойном размере с тем, чтобы избыток израсходован был на замощение городских улиц». Поясню, что под «шоссе» тогда понимали улицу Шоссейную – нынешнюю Бахарова. Значит, дорога, ведущая к пристани, – это сегодняшняя улица Семенова.
При немцах в 1918-м было продублировано и решение почти десятилетней давности о попудном сборе с товаров, ввозимых и вывозимых по железной дороге. Шкала для них не отличалась от ставок налога для речных грузов. И сделано это было с благородной целью улучшения состояния уличной сети города на Березине.
Сегодня взглянуть на булыжник тех лет можно, пожалуй, лишь на редких улочках нашего города, куда не добрался прогресс. На старых же Муравьевской, Шоссейной, Пушкинской он давно попал под каток цивилизации.

Брусчатка только для пешеходов?

Конечно, булыжник уже не вернется на наши улицы – более современные материалы и технологии похоронили его, но он остается в нашей памяти. Автор лет пятнадцать назад даже увековечил его в книжке об истории пожарной охраны Бобруйска «Если бы камни могли говорить». Да, тогда в Пожарном переулке, где и сегодня располагается дореволюционное пожарное депо, можно было увидеть фрагменты настоящей булыжной мостовой начала ХХ века. Но и она все больше скрывается под слоем асфальта.
Гораздо более дешевый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили камень из дорожного строительства. Во многих местах нашего города булыжные мостовые послужили в качестве прочных и надежных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. А ведь в более крупных, столичных городах для мощения использовалась еще и брусчатка – обработанный камень прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность.
Радует, что отдельные уголки Бобруйска сегодня приобретают вид колоритного старого города. Коммунальщики, например, вымостили брусчаткой карманы автобусных остановок на улице Бахарова, «Водоканал» позаботился о брусчатом тротуаре вокруг своего ресторана «Чырвоная вежа». Пойдет ли кто-то еще на использование этого надежного, проверенного временем материала? Пока самым массовым вариантом мощения тротуаров и площадей остается тротуарная плитка. У нас
в городе она начала свое шествие с 2006 года, когда проводились республиканские «Дожинки». Однако немало дорожек и площадок еще замощены не очень подходящими для этого плитами, которые применялись раньше для сооружения так называемых сенажных башен в колхозах и совхозах.