Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

От колодцев до КНС. История чистой воды в Бобруйске

Воспоминания директора предприятия «Водоканал» в 1988-1998 годах Эдуарда Бузака

bobrlif.by 1 685 0

От колодцев до КНС. История чистой воды в Бобруйске

Девяносто лет – это, конечно, не вековой юбилей, но все-таки канун 100-летнего, а значит, повод собраться коллективу и торжественно отметить его. С таким убеждением я шел на торжества, посвященные знаменательному событию, с большой долей надежды на участие и в вековом. Но это все впереди, а юбилейные даты, тем более 90-летние, всегда дают повод оглянуться назад и сравнить, что было и есть «тогда и сегодня». Не будем делать исключений и в данном случае и проделаем небольшой экскурс в прошлое не только «Водоканала», но в какой-то степени и городского коммунального хозяйства.

Полвека и более назад

Стартовым годом моей работы в городском коммунальном хозяйстве был 1959-й.­
В сентябре того года после серьезного экзамена у заведующего отделом коммунального хозяйства горисполкома я был зачислен на должность инженера по благоустройству номинально, о чем и был предупрежден, так как в штате отдела числилось всего 8 работников: заведующий, главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор,  делопроизводитель и три инженера. Приходилось же выполнять любую поручаемую работу – без разграничения и без учета оговоренных должностной инструкцией обязанностей.

Отделу в то время непосредственно были подведомственны водоканал-трест, контора «Дормост», ремстройконтора, трест зеленого хозяйства, трест санитарной очистки, банно-прачечный комбинат, гостиница, бюро технической инвентаризации и четыре домоуправления. Отдел также осуществлял  функции заказчика по строительству жилья, гостиницы «Бобруйск», сданной в эксплуатацию накануне, мостов через Бобруйку, бани №3 на Березинском форштадте, механической прачечной, а также по возведению, капремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, учету нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем и формированию ЖСК и многого другого. При отделе существовала хозрасчетная группа по капитальному ремонту жилого фонда в составе четырех работников. Это было время интенсивного жилищного строительства, в том числе и индивидуального, за счет уплотнения существующей застройки. Такое было время. Всем хотелось иметь свою крышу над головой.

 

«Водоканал» всегда был в центре внимания руководства города, не говоря уже об отделе, так как интенсивное строительство, в свою очередь, требовало расширения инфраструктуры жизнеобеспечения и, в первую очередь, поиска воды, подачи ее потребителю и отвода куда следует отходов без ущерба для природы. А достать влагу «хоть из-под земли» без централизованных источников финансирования никак было невозможно. Финансовое же положение в этой отрасли городского хозяйства было крайне неудовлетворительным, собственных ресурсов не было, а госкапвложения строго лимитировались и редко перепадали городу на эти цели. Первый водозабор в помощь нескольким отдельно стоящим скважинам был введен в эксплуатацию в 1954-м, но это не решало проблемы. Поэтому правительство разрешило без детальной разведки запасов проектирование и строительство водозабора №2 на площадке между Еловиками и черепичным заводом. Но водозабор оказался непродуктивным, и вместо оценочных 15 тысяч кубометров в сутки можно было в лучшем случае поднять максимум 7 тысяч кубов воды.

Колодец, колодец, дай воды напиться…

Население, проживавшее в зоне индивидуальной застройки, в своем абсолютном большинстве обеспечивалось водой из шахтных колодцев, поэтому в неперспективных для централизованного водоснабжения районах – на Форштадте до Селибы, в поселке Березина, Назаровке, Кривом Крюке, Титовке, Скрипочке и других – продолжалось их строительство. За три года моей работы в должности инженера по благоустройству методом «народной стройки» было построено более 50 колодцев. В чем состоял метод? Оценочно определялись глубина будущего источника и его место, выделялись бесплатно железобетонные звенья труб диаметром 1000 миллиметров, совместно с уличными комитетами проводились собрания с бобруйчанами. А дальнейшую работу при единогласном одобрении жителями – сбор средств, наем шабашников (их в городе было только две пары) организовывали председатели уличкомов. И, надо сказать, вполне успешно. Самый глубокий колодец был построен парой копщиков-монтажников Кавалерчиком и Цариком из 22 колец в поселке Березина на Луковой горе без искажения просмотра зеркала воды в плане. Это говорило о высоком их профессионализме.

Канализация, в сегодняшнем понимании, до ввода в эксплуатацию КНС-1 в городе вообще отсутствовала, так как  осуществлялась местными выпусками с примитивными сооружениями очистки, а в основном без них, коллекторами для которых были Днепрец, Бобруйка и тому подобные сточные пути. И только с вводом канализационно-насосной станции в центре города началось развитие системы водоотведения. Однако и тогда грязные стоки без очистки сбрасывались в Гнилушу, очень глубокий приток Березины, который соединялся с ней исключительно в период паводков.

Думали и о том, как защитить мать-природу

С началом строительства в городе крупных промпредприятий пошли серьезные подвижки и в направлении развития сети и очистки стоков. Минлегпром республики строил кожкомбинат и одновременно поля фильтрации и станцию перекачки стоков на них. Завод РТИ под собственную реконструкцию – очистные сооружения канализации на полную биологическую очистку производительностью 75 тысяч кубометров стоков в сутки. Однако проектная организация при сборе исходных данных допустила просчеты, которые вынудили по завершении строительства объекта уменьшить производительность до 41 тысячи кубов, но и в этом случае до нормативных показателей фактически можно было очистить лишь 25 тысяч. Поэтому приходилось выдерживать мощный прессинг экологов.

Водоканалу в то время были выделены капвложения на строительство КНС-3, -13 и систем сбора и отведения хозяйственно-бытовых и промстоков. Минобороны построило КНС-9, на которую в будущем были перенаправлены стоки, поступавшие на КНС-1. Мощный импульс в развитии отрасли произошел в связи со строительством шинного комбината и завода по производству сельхозприцепов. В эти годы было завершено строительство водозабора №3, были построены водозабор «Соломенка», КНС-6. Очистные сооружения канализации были расширены до 140 тысяч кубометров, а в последующем, с вводом в эксплуатацию системы приема и отвода слабозагрязненных промышленных и дождевых стоков, до 220 тысяч.

 

 

Очистные сооружения канализации были расширены до 140 тысяч кубометров, а в последующем, с вводом в эксплуатацию системы приема и отвода слабозагрязненных промышленных и дождевых стоков, до 220 тысяч.

Без воды – никуды

Интенсивно строились объекты жилья и социально-бытового назначения. Но… Воды катастрофически продолжало не хватать, особенно накануне праздников и в период длительной засушливой погоды. В такие ажиотажные периоды вода подавалась в город по графику: ночью вторые подъемы работали на аккумулирование, в утренние и вечерние часы вода подавалась полным напором, в дневное время  – ограниченным. Такой режим приводил к многочисленным авариям в водопроводной сети из-за гидравлических ударов и взмучиванию воды, которые невозможно было предупредить, и, естественно, справедливым жалобам.

 

Да, строились водозаборные мощности и очистные сооружения, но они порой недостроенными, практически без наладки передавались в эксплуатацию предприятию. Формально это позволяло руководству города требовать воду, ссылаясь на наличие мощностей, но при этом совершенно не считаясь с возможностями предприятия на оживление мощностей. А ведь для этого требовались немалые ресурсы. К тому же, и собственная производственная база требовала своего развития под растущее хозяйство, так как, передавая мощности, все эксплуатационные ресурсы, предусмотренные проектом (машины, механизмы и др.), предприятия-­застройщики оставляли у себя. А здесь еще подоспели реформы, в ходе которых были созданы мертворожденный концерн «Белводоканал» и облводоканалы, которые головными предприятиями сделали предприятия областных центров. Продолжалось, надо сказать, это недолго, но достаточно для того, чтобы с созданием объединений ЖКХ вернуть их под родной кров голыми и босыми.

С паузой на аппаратную работу

Возглавив городское объединение, всю поступающую технику и максимум ресурсов, которые можно было использовать в «Водоканале», старался передавать родному предприятию.  Нашли мы тропу и в Госплан, которую также продуктивно использовали, вели непримиримую борьбу с ведомствами...  А в 1986-м в моей жизни наступила  чиновничья пауза.

Но после двухлетней работы в аппарате исполкома Первомайского района города, потянуло в «родные пенаты», хотя мысленно был там всегда. И возможность вернуться представилась благодаря принятому закону «О государственном социалистическом предприятии».  Я ею, конечно, воспользовался. На конференции представителей трудового коллектива  управления «Водоканала» абсолютным большинством делегатов был избран начальником управления.  Это было непростое время, в стране полным ходом шла «перестройка»: у предприятия разрывались многолетние хозяйственные связи,  разваливались очистные сооружения, северный коллектор, напорные водоводы от КНС-2 к очистным сооружениям, на пределе техсостояния работал дюкер через Березину.  Территория предприятия была проходным двором для жителей улицы Речной, а диспетчер руководил технологическими процессами практически из времянки размером 3 на 3 метра,  строительство станции обезжелезивания на водозаборе -1 практически было остановлено из-за отсутствия технологического оборудования, необходимо было вводить мощности водозабора «Соломенка».

Дальше-больше. Рост дебиторской задолженности поставил вопрос своевременности выплаты зарплаты, в результате чего были вынуждены открыть на территории промтоварный и продовольственный магазины. Товарно-денежные отношения практически прекратились.

Через тернии

И все-таки  его величество Бартер позволил предприятию в короткие сроки начать и закончить восстановление двух очередей очистных сооружений канализации, построить на долевых началах новую нитку северного коллектора, заменить напорные водоводы от КНС-2 до очистных и дюкеры через реку, запустить на полную мощность «Соломенку» и станцию обезжелезивания, переселить диспетчера в новое капитальное здание, построить здание электроцеха и пост обслуживания крупногабаритной техники, заложить фундамент  лабораторно-административного здания в комплексе со  спортивным и актовым залами и начать его возведение, оградить территорию, благоустроить подъездные пути к предприятию, осуществить снос частных домов со стороны АЗС автобазы №13, а затем «приватизировать» и АЗС.  И еще немаловажно: в то тяжелое время мы находили возможность своевременно рассчитываться за электроэнергию, за что на селекторных совещаниях, проводимых  министром, Бобруйск всегда ставился в пример. За этот нелегкий период при посредничестве коллег из других городов страны и нашего завода имени Ленина были установлены партнерские связи со многими хозяйственными субъектами: ленинградским «Водоканалом», заводом «Дальэнергомаш», Ивангородским заводом  котельноого оборудования и трубопроводов, Рыбницким и Кишиневским насосными заводами, «Уралгидромашем», ЮКМЗ в Казахстане, Курганским и Ракитянским арматурными заводами и другими.

Был и почти детективный случай, когда мы с главным конструктором завода имени Ленина поехали в Кишинев, чтобы выпросить комплект чертежей на производство в Беларуси погружных насосов типа ЭЦВ-10. Нас ждали, гостеприимно встретили, но на просьбу о чертежах ответили категорическим отказом, а на реплику, что мы обратимся в расположенное в Кишиневе СКБ Миннефтехиммаша  директор насосного завода, по национальности молдаванин, пообещал за помощь Куртеева (руководителя бюро СКБ)  выселить его из Молдавии. И все-таки мы свою миссию выполнили: комплект документации нами был добыт и, несмотря на только что закончившиеся боевые действия в Приднестровье, был доставлен в Беларусь.

Спасибо коллективу!

Сколько бы пядей во лбу руководителя ни было, предприятие тогда полноценно, когда достигнуто полное взаимопонимание и  взаимодействие руководителя с  трудовым коллективом. Какие бы трудности ни возникали, трудовой коллектив оставался верен предприятию и я чувствовал его поддержку.  Не буду персонифицировать личности, так как для их перечисления понадобилось бы много места, скажу только, что наш  «Водоканал» – это буквально что-то семейное, потому что у нас поощрялся прием на работу родственников. Неслучайно  на предприятии появились и состоялись почти вековые династии, а у многих работников, уходивших на заслуженный отдых, в трудовых книжках была только одна запись. Я благодарен всем, с кем мне пришлось работать. Огромное всем спасибо и низкий поклон!

Оставляя в октябре 1998 года  должность руководителя предприятия и заложенный фундамент его развития,  завещал моему преемнику: строить, строить и строить, если прекратишь, прекратится развитие. И пришедший на смену мне О.В. Титов с полным пониманием  следовал этому завету, достигнув многого. Закономерно, приказом министра жилищно-коммунального хозяйства бобруйский «Водоканал» наряду с барановичским, которые были негласными соперниками,  признавались в отрасли эталонными предприятиями. Таким наш «Водоканал» остается и сегодня.

Сравнивая  далекие годы начала своей работы в ЖКХ города с нынешним временем,  даже в самых красивых грезах не мог бы представить, что  сегодня водозабор «Соломенка» со своим суточным дебетом в 25,2 тысячи кубометров будет  не востребован и практически остановлен в резерв.  Что предприятие откажется от всех отдельно стоящих скважин. Такие же резервы мощности имеются и в канализации. Парк технических средств эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства тоже впечатляет. Широко внедряются автоматизированные системы управления технологическими процессами, энергосберегающее оборудование и технологии, позволяющие достичь высоких результатов.

За последние десяток лет Бобруйск полностью перешел на централизованное обеспечение населения водой из городского водопровода,  весь объем воды, подаваемый в сеть, проходит процесс обезжелезивания, чего не могут сделать во многих городах страны, ожидая финансовой помощи. В Бобруйске все это было сделано за счет собственных ресурсов и собственными силами. Таким образом, были созданы все необходимые условия для плодотворной работы в будущем. Коллектив способен на большие свершения, о чем свидетельствуют проводимые работы,  достигнутые результаты и их оценки, как в городе, так и в отрасли.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!   Поздравляю коллектив предприятия с  90-летием и желаю дальнейших успехов в вашем нелегком, но очень благородном труде.  Успехов и хорошего здоровья вам и вашим родным и близким!  Помните, что в природе «не зря есть и реки и моря, потому что без воды и не туды и не сюды», и какие бы экономические кризисы ни грозили государству, без воды никто не обойдется. Поэтому предприятия, подобные нашему, были, есть и будут независимо ни от каких природных, политических или  экономических катаклизмов. И еще на что хочу обратить  внимание: коммунальник – это не профессия, а образ жизни. Свидетельствую это как человек, отдавший 50 лет работе в отрасли  и продолжающий жить ею до сих пор.  С  праздником!!!

И напоследок, взгляд назад... Представим, например,  бригаду канализационных сетей в условиях того времени, когда я был молодой. Нехитрый инвентарь: трос, лом,  пара ведер, лопата, десяток кирпичей, бадейка и другие подобные вещи, загруженные на телегу, запряженную Савраской. На возу три работника, сбоку  мастер А.А. Жданович, держащийся за нее, все следуют к месту работы.  Мастер водопроводной сети З.Н. Кавко, поставив задачу, отправил звенья на паре машин, а сам – следом за ними  на велосипеде…  Это было, кажется, совсем недавно, а в действительности – почти 60 лет тому назад.