Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Десятый десяток под покровительством Ильи. Ветеран вспоминает годы Великой Отечественной войны

655 0

Десятый десяток под покровительством Ильи. Ветеран вспоминает годы Великой Отечественной войны

«Я самый обыкновенный, совсем не геройский, просто советский солдат, которых были миллионы», – так говорит о себе Илья Данилович Могильченко, вспоминая годы Великой Отечественной. А я думаю: «И снова мне повезло познакомиться с прекрасным человеком и интересным собеседником и узнать из первых уст о событиях самой страшной войны XX столетия».

Глядя на этого активного и ясно мыслящего человека, совершенно не верится, что ветерану уже 94. А сам он о возрасте рассуждает философски: «Я прожил большую жизнь (по количеству лет). Но сколько было людей, которые рано ушли из этого мира, но оставили глубокий след в истории. Значит, жизнь определяется по тому, как ты жил и что успел сделать.
А чтобы прожить дольше и не растерять энергичность, надо беречь здоровье (отказаться от вредных привычек, заниматься спортом и закаливанием) и тренировать мозги».
Илья Данилович попал на фронт в октябре 41-го. К тому времени он уже приобрел профессию и работал токарем на заводе. Но мечтал стать летчиком, потому занимался в аэроклубе. Вот всю группу-то и отправили воевать. Могильченко был направлен на Юго-Западный фронт в 326-й отдельный специальный саперный батальон 14-й саперной спецбригады. Это подразделение должно было минировать передний край (то есть укреплять оборону). При отступлении саперы снимали вражеские мины, разминировали мосты, убирали колючую проволоку, а потом, чтобы враг не прошел, заново минировали дороги и взрывали мосты. После разминирования оставляли «знак»: «Проверено, мин нет» и подписи всех участвовавших в задании.

 

[notification_new icon=»» title=»» message=»<p>Не скрывает ветеран, что в ожидании боя или выполнения задания всегда было страшно. «А когда уже начали работать – не до страха. Главное – выполнить поставленную задачу». Интересным и опасным было у Ильи Даниловича и «введение» в саперское дело. Парню было 18, и матерые саперы-«старики» поначалу использовали юношу лишь в качестве «принеси-подай». Конечно, рассказывали о минах, показывали, что и как с ними делать. А потом «урок» проходил так. Команда «Взвод, в укрытие!», а молодой человек остается один на один с боевой (!) миной, которую нужно поставить и замаскировать. «В первый раз, – вспоминает бывший рядовой-сапер, – тряслось все внутри, даже в пот бросило. Но взял себя в руки и все сделал». Потом были замечания, вторичное укрытие взвода и разминирование. Так что, если что не так, сами понимаете. А мины наши были хоть и деревянные, но очень эффективные.</p>» _made_with_builder=»true»][/notification_new]
//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/05/112.jpg

Интересно, что у немцев не было сплошной обороны, а были так называемые очаги: в леске небольшая полянка, овраги с двух сторон, от оврага вырыт противотанковый ров, стоит три ряда кольев с колючей проволокой, все заминировано, и «орудуют» здесь всего 22 человека. И хотя это совсем немного, из-за удобных расположения и маскировки удавалось им положить большое количество наших солдат.
Помнит Илья Данилович, что крепкая воинская дружба была между служивыми со всего многонационального Советского Союза.
А еще сохранился в памяти командир 270-й стрелковой дивизии полковник Кутлин: был он человек добрый и простой, но при наличии замечаний мог и крепкое словцо ввернуть.
В 42-м Могильченко участвовал в Барвенковско-Лозовской операции, потом в Харьковской. Когда немцы пошли в контрнаступление, попал в окружение. Практически чудом удалось вырваться из кольца оставшимся в живых и добраться до Воронежского фронта. Из окружения вынесли знамя армии. Потому ее не расформировали, взяли в резерв, а потом собрали заново. И 6-я армия вновь была брошена на Юго-Западный фронт в наступление. В январе 43-го Илья Данилович получил первую награду – медаль «За боевые заслуги».
В марте немцы «подбросили» на передовую 15 механизированных и танковых дивизий и снова перешли в контрнаступление. Нашим пришлось отступать к Изюму. Здесь 24 марта Могильченко был ранен и контужен. До 17 июля «мотался» по госпиталям. После выписки попал в 21-ю дивизию, в противотанковую артиллерию. А в октябре этого же года был отправлен во 2-е томское артиллерийское училище, которое вскоре «бросили» на фронт, а будущего офицера перевели в киевское общевойсковое.
Когда и это училище расформировали, Илья Данилович отправился в Барнаул, где 24 декабря 44-го получил звание младшего лейтенанта.
Весь выпуск училища направили на Белорусские фронты командирами взводов. Как в шутку говорит ветеран, «больше года войны я просачковал».


В январе 45-го была освобождена Польша, и молодой офицер был награжден медалью «За освобождение Варшавы». В апреле его грудь украсила медаль «За взятие Кенигсберга». А уже после Победы «копилка» боевых наград Ильи Даниловича пополнилась медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. А все награды для Ильи Даниловича – «вехи моих жизненных дат».
Сейчас ветеран живет просто. Продолжает заниматься спортом (несмотря на старые раны), интересуется жизнью, любит общество, молодежь, детей. Считает, что молодые люди должны правильно строить жизнь, порядочно вести себя и обязательно много учиться и работать, как всю свою жизнь делает прекрасный и простой человек Илья Могильченко.
А еще прошедший войну просит не забывать прошлое, «чтобы понять настоящее и подумать о будущем», быть бдительными, не поддаваться на провокации и беречь мир в нашей чудесной республике и во всем мире.