Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Лилия Шайхова, журналист
Лилия Шайхова, журналист

Переходное искусство

644

Вопрос об активном привлечении туристов в Беларусь в целом и Бобруйск в частности стоит на повестке дня одним из первых. Да, у нас есть чем удивить иностранцев. И земляков тоже. Но ведь предела совершенству нет. Так что поговорим сегодня об уличных музыкантах: в зависимости от своей харизмы они всегда являлись украшением, а иногда и достоянием в глазах путешественников.

Во многих столицах мира музыканты – неотъемлемая часть городских улиц. Полно уличных артистов и в Минске: в подземных переходах, на бульварах и в скверах. Есть они и в Бобруйске. Собственно, наш «Арбат» на Социалке изначально подразумевал атмосферу муз: музыки и других видов творческого самовыражения местных талантов. А вот здесь притаилась проблема.

Что такое хороший уличный музыкант (определяющее слово здесь «хороший»)?
На мой взгляд, все зависит от репертуара, исполнителей и качества исполнения. Если эти три фактора на высоте, к уличному шоу можно относиться как к походу на настоящий концерт. А значит, есть резон «заплатить за билет», то есть поддержать музыкантов материально и бросить в футляр (коробку, кепку) посильное вознаграждение – за хорошее настроение.

Но встречаются и просто дилетанты, которые желают заработать (на выпивку в том числе), но при этом не обладают особым даром (что вижу, то пою, и все на трех аккордах). Зато лицо из серии «Господа, я не ел уже шесть дней!». Такие «артисты» ничем не отличаются от обычных попрошаек. Напрягают и так называемые музыканты-«транспортники» – те, которые запрыгивают в вагоны электричек и начинают насиловать свои гармошки, скрипки, кларнеты и уши пассажиров: с любого концерта можно уйти, а здесь куда денешься с подводной лодки…

Так вот в чем вопрос: в выступлениях уличных музыкантов, кажется, ничего особенного нет, однако артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом.

В Беларуси статус уличных музыкантов до сих пор не определен. Является ли их деятельность предпринимательством? Необходима ли лицензия? Не нарушают ли артисты закон о массовых мероприятиях? Нужно ли платить налоги с денег, брошенных в футляр, или воспринимать их как добровольное пожертвование? Вопросов масса!
Еще одна сторона: чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения либо заключать договоры с правообладателями. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Социалке дорого и долго. А между тем музыкальные произведения охраняются Законом «Об авторском праве и смежных правах». Отлично.

Но где и как получить обычному человеку, решившему слегка подзаработать, все разрешения с указанием определенных стандартов и конкретного репертуара?

Кроме чисто технических проблем (струна порвалась, аппаратура накрылась, дождь пошел), есть еще и проблемы общественного характера. Например, когда уличному музыканту мешает нетрезвый или просто неадекватный человек. Или некто высказывает резкое недовольство сыгранной композицией: почему классика, а не рок?, почему рок, а не классика?

Как защитить уличного артиста, если его как бы и нет?

Вот в отношении шума все просто. По закону с 23.00 до 7.00 не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум, в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения. Тут, думаю, редко какой товарищ решит выступать в ночное время, скажем, возле Бобра Самуиловича, ибо этот почтенный «гражданин» такого рвения не оценит, равно как и правоохранители.

И репертуар артистам с Социалки подправить не мешало бы: наибольшую прибыль приносит именно народный фольклор. Подавляющее число иностранцев готовы платить именно за местную экзотику, а не за переигрывание знакомых им песен. Согласитесь, «Семь сорок» гораздо уместнее на бобруйской рыночной площади, чем даже бессмертные «Белые розы». А вот для этого во всех мало-мальски приличных странах уличные музыканты платят за лицензию. В том же Париже в отделе муниципалитета музыка гремит буквально днем и ночью: идет отбор кандидатов. И получить право дудеть на Монмартре ничуть не легче, чем заслужить концерт в тамошней «Олимпии».
Словом, уличная музыкальная культура имеет право на жизнь. Но хорошо, когда она перерастает свой уличный уровень и становится чем-то бОльшим. Для этого, возможно, ее стоило бы упорядочить?