Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Учи других и сам научишься. Как проходят занятия в единственном STEM-центре области

Учи других и сам научишься. Как проходят занятия в единственном STEM-центре области

1 302 0

Несмотря на то, что мой школьный выпускной был уже давно, сегодняшним осенним днем я мчусь по улицам Бобруйска, опаздывая … в гимназию №3! До начала урока остаются считанные минуты, а ведь еще нужно подняться на второй этаж и найти кабинет. С этим я успешно справляюсь: в 12:47, за три минуты до звонка, стою напротив нужного мне STEM-центра, ожидая Марию Самсоненко – учительницу математики и информатики и руководителя STEM’а, с которой мне предстоит провести учебный день… Правда, не весь, а только три занятия.

45 минут как одно мгновение

Мой первый урок в STEM-классе – информатика в 8 «Б». В 12:50 раздается звонок, и ребята рассаживаются по местам. Их всего семеро, у остального класса – иностранный язык.

Тема урока «Введение в компьютерный видеомонтаж». В программе она новая, говорит Мария Васильевна чуть позже, и опыта ведения таких уроков ни у кого нет, поэтому готовиться приходится практически с нуля. К примеру, сегодня ребятам предстоит знакомство с видеоредактором «Videopad». Для Марии Васильевны эта программа тоже была не знакома, но благодаря опыту работы в других редакторах (например, «Sony Vegas Pro») подготовиться к уроку было немного проще:

– Я немного увлекаюсь монтажом видео, но с «Videopad» никогда раньше не работала. Сначала я нашла установочный файл этой программы, потом подобрала музыку и видео, которое «нарезала» на кусочки, и затем составила детям задание: они должны «склеить» эти кусочки вместе, наложить звук и эффекты – и все это за 15 минут.

Дети способные, поэтому с заданием справляются успешно. Мария Васильевна выставляет отметки, и в 13:35 слышится трель звонка – урок окончен. Впереди небольшой перерыв, а после – математика у 8«В».

На время перерыва мы следуем в учительскую, где Мария Васильевна вежливо предлагает мне кофе, но я, увы, фанат чая, поэтому отказываюсь. За драгоценные 15 минут перерыва мне удается узнать, что Мария Васильевна хотела стать учителем еще давно. С самого детства она видела, как увлеченно работают ее родственники-учителя: сестра, мама и бабушка. На пути к цели девушка получила два образования: средне-специальное (в 2009 окончила социально-гуманитарный колледж МГУ им. Кулешова по специальности программного обеспечения) и высшее (в 2015 окончила БГПУ им. Танка по специальности преподаватель математики и информатики). А еще, несмотря на свой небольшой стаж работы (6 лет), Мария Васильевна добилась некоторых высот: в этом году стала лауреатом специальной премии Могилевского облисполкома в социальной сфере в номинации «Образование» и курировала вышеупомянутый проект «Городок Безопасности».

На часах 13:48, до начала урока остается всего пара минут. Мария Васильевна не успевает допить свой бодрящий напиток, и в этом, отчасти, есть и моя вина – уж слишком много у меня вопросов. Мария Васильевна собирает огромную кипу бумаг для урока, и мы выдвигаемся на третий этаж к кабинету №15. Это, судя по обстановке, класс физики и астрономии: слева со стен смотрят портреты великих ученых прошлого (Эйнштейна, Ампера, Галилея, Ньютона…), позади парт стоит телескоп, а стена справа расписана физическими формулами. По звонку все рассаживаются по местам. Мария Васильевна озвучивает отметки за прошедшую самостоятельную: ниже семерки нет ни у кого. Затем учитель проводит проверку домашнего задания и просит ребят сдать тетради. Большое внимание Мария Васильевна уделяет дисциплине. Дети есть дети, в таком возрасте они активные и неусидчивые, и, если кто-то начинает шуметь, она постукивает ручкой по своему столу – и в кабинете снова тишина. Отлично, теперь можно приступить к изучению новой темы – «Применение свойств квадратных корней». Честно говоря, все, что происходит дальше, – просто фоновый шум для меня. Я искренне пытаюсь вслушиваться в слова Марии Васильевны, но не понимаю ничего. Математика никогда не была моей сильной стороной. Наверное, поэтому я сейчас пишу этот текст, а не решаю теорию Янга – Миллса. Ладно, главное, что дети понимают то, о чем говорит Мария Васильевна: желающих отвечать с каждой минутой все больше, и примеры решаются один за другим. Когда до конца занятия остается несколько минут, Мария Васильевна подводит итоги: уточняет, какие свойства корней ребята изучили и какие у них были с этим сложности. Раздается звонок. Для меня эти 45 минут промчались как одно мгновение, думаю, и для ребят тоже, ведь все были увлечены, решали примеры быстро и почти безошибочно.

STEM-центр – это технически оборудованный кабинет, где ученики, в дополнение к основным урокам, занимаются на факультативах и кружках программирования, робототехники и 3D-моделирования. В гимназии он появился благодаря победе в республиканском конкурсе «Хочу учиться в STEM-классе» проекта «Городок Безопасности» – автоматизированного прототипа дороги со светофорами. Конкурс проводила Ассоциация «Образование для будущего» в 2018 году. Заявку на участие подали 280 учебных заведений страны, но в финал прошли всего 10, среди которых была и бобруйская гимназия №3. Победители получили финансовую помощь для покупки необходимого оборудования и подготовки педагогов, которые теперь преподают в STEM-центрах.

Свобода фантазии

Без пяти три начинается один из любимых кружков шестиклассников – «Scratch».
«Скретч» – это визуальная среда программирования, где ребята учатся создавать игры. Практиковаться в «скретче» в третьей гимназии начали год назад, еще до появления STEM’а. Тогда кружок не пользовался особой популярностью, но благодаря появлению технологически продвинутого класса, заинтересованных стало много.

В начале занятия Мария Васильевна показывает ребятам небольшую презентацию с напоминаниями, а позже представляет «консультанта» – шестиклассника Диму Сергеева, который занимается «скретчем» уже год. Дима на общественных началах помогает вести кружок:

– Марии Васильевне нелегко одной справиться с таким большим количеством детей, вот я и помогаю, – признается парень.

Кружок длится те же 45 минут, но, к сожалению, этого времени не всегда хватает, поэтому продолжить создание своих игр ребята смогут только на следующем занятии.  Дети не огорчаются: все это лишь подогревает их интерес и желание поскорее вернуться и закончить работу.

IT-сфера сегодня, пожалуй, одна из самых востребованных и быстроразвивающихся. Популяризация кружков и факультативов с технологическим уклоном среди школьников должна быть в приоритете большинства школ. И третья гимназия уже больше года делает успешные шаги в этом направлении. Отчасти благодаря бесконечному усердию и самоотдаче Марии Васильевны, которая помимо школьной программы, ведет еще два кружка («Основы 3D-моделирования» и «Программируй без компьютера») и два факультатива («Основы робототехники» и «Создание компьютерных игр в визуальной среде программирования «Scratch»), а также консультирует своих коллег по этому направлению (даже из других школ).