Владислав ГРИБАНОВ, журналист
Уже не роскошь, еще не воспитание
885
Говорят, статистика – вещь упрямая. Еще и скучноватая. Но иногда даже сухие цифры могут быть увлекательными. А, случается, давать повод для законной гордости.
Вот, к примеру, выведал не так давно в интернет-пространстве данные статистического ведомства страны. Отечественные специалисты точных подсчетов установили: на 1000 жителей Беларуси приходится 320 личных авто. Примерно по машине на троих получается.
Понятное дело, в большинстве своем эти машины не новые. Но все равно ведь не бедствуем, выходит. Напротив, наращиваем благосостояние. Назло бубнящим злопыхателям, коих во все времена хватает.
И все бы хорошо, но бытует в народе поговорка – деньги, мол, человека портят. Так вот: некоторые «человеки» границы этой присказки расширяют и портятся, едва только усядутся в автомобильное кресло. Уровень важности, даже хамовитости прямо пропорционален дороговизне машины. Чем выше ценник и раньше год выпуска, тем шире «распускаются» пальцы владельца железного коня.
Замечали? Зазевался неопытный водитель на светофоре, не рванул сиюсекундно на загоревшийся желтый сигнал – клаксон позади стоящего внедорожника разрывается пронзительными проклятиями.
Совершила юная дама неловкий маневр, заставила чуть надавить на тормоз попутную машину с непростыми номерами – и уже кричит ее владелец немо за плотно закрытыми стеклами кондиционированного салона.
Не бежишь что есть мочи через пешеходный пешеход – наорет на тебя такой «водятел» и фамилии не спросит. Зачем она ему? Ты для него существо потустороннее, на ногах передвигающееся, а не на резине широкодюймовой.
Вспомнили подобные ситуации? То-то и оно, что слишком уж часто они случаются.
И уж совсем борзометр зашкаливает у подобных авто- и скандалолюбителей, если на глазах у них очки солнцезащитные. Казалось бы, всесторонне полезный и безобидный аксессуар. Сетчатку оберегает. А впечатление складывается, будто тонированная гладь оправы в бронежилет трансформируется. Или своего хозяина в антигероя низкопробных боевиков превращает. Иначе как объяснить яростные рывки водятлов из-за руля в стремлении разобраться с нарушителем (по мнению водятла, конечно) этики ДТП? Неуязвимые они, что ли...
Парадоксально, но факт. Большинство из таких конфликтофилов, перемещаясь из пункта А в пункт Б пешком, становятся милейшими людьми. Столкнувшись в магазине тележками, не орут почем зря. Не пытаются обогнать-подрезать впереди идущего. Даже старушку, вдруг замешкавшуюся, не осудят. Еще и через дорогу в случае надобности переведут. Куда напыщенность девается?
Разве что в поликлиниках их сущность наружу все же вырывается. Каждый же встречал на своем пути посетителя из разряда «мне только спросить»? Во-о-от… Он наверняка к медучреждению на машине лихо подрулил. Но у кабинета терапевта лихача на место поставят быстро. Пенсионерки, врача поджидающие, и не таких наглецов осаживали.
Так откуда берутся моторизированные наглецы? Поиск ответа на этот вопрос – удел британских ученых. Они мастера на спорные по своей значимости исследования. Мораль выводить тоже не буду – не басни пишу, да и до Крылова не дорос.
Расскажу лишь, как лишил на неделю своего сынишку велосипеда недавно купленного. Просто услышал однажды, как мой пацаненок во дворе товарища обидел. С режущим слух высокомерием отправил приятеля восвояси. Потому лишь, что у того велосипеда нет.
И если нотки превосходства у подрастающего чада проявятся вновь, непременно повторю наказание. Чтоб не усугублялся синдром благополучия. Смотришь, и вырастет тогда из парня адекватный водитель и человек, не прячущий глаза за темными очками.
А машина? Она действительно не роскошь. Но и не средство самоутверждения.
Интересно, если повесить такую табличку в каждое авто, стиль вождения изменится?