Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Александр Удодов, журналист

С бутылкой – на могилку?

475

Рюмка водки с кусочком хлеба наверху, яйцо, булка, конфеты на надгробии – знакомая картина на наших кладбищах. Оставить что-нибудь на могиле близкого человека стало почти обязательным моментом на Радоницу. Мол, это по-нашему, по-православному.

Уроженцам моей родной деревни приезжать в гости уже не к кому – почти все ее жители покоятся на кладбище, как и бывшие обитатели соседних деревень. Но посещать кладбище раз в год, на девятый день после Пасхи, дети, внуки и правнуки ушедших из жизни считают делом святым и не подлежащим сомнению. Хочется постоять не только у могил родственников, но обойти десятки других, вчитаться в надписи и всмотреться в лица на медальонах, вспомнить людей, среди которых прошло детство. А еще на Радоницу обязательно встретишь земляков, одноклассников, с которыми не виделся годы, а то и десятилетия, иногда с трудом узнаешь их и удивишься, как быстротечна жизнь…
Поколения белорусов привыкли и следуют определенным правилам посещения захоронений. Одним из них является традиция приносить еду и спиртное на кладбище. Как она появилась в нашей жизни и все ли правильно мы делаем?
Думаю, не стоит осуждать тех, кто, навещая родного человека на кладбище, оставляет на могиле еду и стакан водки. Видел, как многие льют на нее спиртное, полагая, что раз любил человек выпить, так надо и после смерти ему хорошо сделать. Люди думают, что это связано с православными обычаями. Но священники уверяют, что к православию это не имеет никакого отношения. Мы помним из истории, что несколько веков назад рядом с умершим в могилу клали его любимых коней, золотые украшения, заживо закапывали рабов и жен, веря, что они ему пригодятся в другой жизни. Сейчас, случается, кладут в гроб сотовые телефоны, сигареты. Но все это, как уверяет церковь, не православные, а языческие традиции.
По церковным канонам поминать нужно молитвами. Но церковь никогда не осуждала, если люди во время поминок ели и пили, как бы разделяя с ушедшим человеком последнюю трапезу. Это давняя хорошая традиция, если ее не превращать в пиршество. Но эта традиция касается лишь поминок после похорон. Накрывать же столы на Радоницу на могилах – уже, можно сказать, дурная привычка. Приходилось слышать, что пьянство на кладбище было вызвано насаждением коммунистами атеизма. Они якобы предложили заменить поминальную молитву застольем, и народ с этим согласился. Но думается, это не совсем так. Обычно на могилы люди выезжали весной или осенью, часто семьями. Работы было много: прополоть землю, высадить цветы, очистить памятник, убрать мусор, покрасить металлическую ограду… Так приводились в порядок несколько могил, и усилий на это уходило много. Отсюда и вполне понятное желание взять с собой еду, чтобы перекусить. Ну а какой перекус без водки?
Вспомните и о том, как люди выливали рюмку водки на могилу или оставляли ее у изголовья вместе с кусочком хлеба. Возможно, в корне этого лежит воинская традиция выпивать «фронтовые сто грамм» на могиле боевого товарища и выплескивать на нее последние капли из фляги. Когда были живы ветераны войны, вряд ли кому-то могла прий­ти в голову мысль сделать замечание по этому поводу. У поколения 60-80-х годов не было негативного отношения к такой традиции. Наверное, с тех пор нам и предлагают ритуальные службы установить на участке с захоронением скамейки со столиками.
И все же, по наблюдениям, еда и водка на кладбище потихоньку уходят из привычек людей. Личные автомобили позволяют посещать кладбища чаще. Это снижает объемы работ, предъявляет требования к водителям. Поэтому застолье на могиле сегодня встречается не так часто, но полностью без него не обходится.
Христианская церковь вообще категорически выступает против еды на кладбище, особенно против распития спиртного. Все, что необходимо душе усопшего, это молитвы и поминовения в храме и дома. Усопшему пища не нужна, поскольку тело прекратило свое существование, а душа не требует еды.
А еще после посещения кладбищ, особенно сельских, на них появляются «темные личности»: собирают на могилках еду, выпивают наполненные рюмки. А ведь нельзя ничего на кладбище брать, тем более приносить домой. Это даже не суеверие – просто так делать некрасиво. Сколько уже написано и рассказано страшных историй о том, как вещи, взятые с могил, приносят несчастье, но некоторые люди все равно продолжают приносить с кладбищ понравившиеся сувениры, цветы, конфеты… Где-то прочитал, что кладбища просто пропитаны негативной, мертвой энергией, ведь на него приходят люди далеко не с радостными эмоциями. Здесь только боль, горе, жалость, безысходность.
Принося что-нибудь с кладбища, человек по незнанию может сделать перенос плохой энергии на себя с печальными последствиями. Мертвая энергия, как раковая опухоль, уничтожает энергию жизни, и человек начинает чахнуть, и этот процесс трудно остановить.
Так что, посетив кладбище и отдав дань памяти усопшим, все же лучше помянуть их, придя домой.