Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Александр УДОДОВ, журналист
Александр УДОДОВ, журналист

Под гипнозом «черной пятницы»

1 904

Коллега, уходя догуливать отпуск, на вопрос, чем будет заниматься, сказала: «По магазинам пойду, сейчас в них много скидок». А вот я не могу представить себя в толпе в ожидании, когда откроется магазин и начнется «черная пятница», то есть распродажа товаров с «невиданными» скидками. «Налетай – подешевело» – это не для меня.

Но другие-то, в основном женщины, налетают, повинуясь какому-то массовому психозу: если есть скидка, значит, надо покупать, а нужен нам этот товар или нет, разберемся потом. Мы уже привыкли к распродажам накануне Нового года, скидкам, «черным пятницам». Но прихожу к мысли, что те, кто придумал все это, и те, кто ведется на «невиданные» скидки, нашли друг друга, и все нормально. Все в порядке с очередями с «вас здесь не стояло», руганью, а иногда и дракой.
Перед новогодними праздниками людям так и хочется поверить в сказку о добрых работниках торговли со щедрыми сердцами. Например, манящие надписи получить две вещи по цене одной заставляют верить в волшебство распродаж даже здравомыслящего покупателя. Вы наблюдали, как люди, будто зачарованные, скапливаются в одном месте? Колдовство в том, что очередь – лучший двигатель торговли: чем больше покупателей у прилавка, тем выше спрос. Это работает закон психологии, именно поэтому в торговых центрах часто проводят распродажи одного дня.
Скидки, акции, распродажи, рассрочки… А вы задумывались над тем, всегда ли эти особые условия несут выгоду покупателю? Выгодны ли эти скидки, или нам продают ненужный товар, за который другие уже не хотят платить?
Правда ли, что в торговых объектах за пару недель до распродаж искусственно завышают цену, чтобы потом ее снижать? Профессиональные маркетологи с каждым годом совершенствуют вирус скидок и распродаж, создавая, например, настоящие эпидемии шопоголизма, пик которой, как правило, приходится на последние числа декабря.
Капканы для покупателей расставлены на каждой полке. Думаете, не попадетесь? Как бы не так! Вот, пойдете перед новогодним застольем за продуктами и захотите сэкономить. В магазинах, знайте, к этому уже готовы. Например, поставят рядом несколько похожих товаров и повесят только один ценник: человек видит его и берет, не зная, какой именно и почем. Или заявляют, что на какой-то товар скидка, кроме акционного. Посмотришь – почти весь товар акционный, кроме парочки наименований. А раз пришел – с пустыми руками уже не уйдешь, такой вот маркетинговый ход.
Психологи объясняют, что во время распродаж покупателем движет страх не упустить выгоду, но он скорее про­играет, если купится на эту скидку.
Одна социальная сеть провела недавно анонимный опрос, чтобы выяснить, жадные мы или бедные. Голоса участников разделились почти поровну: около 50 процентов опрошенных считают, что мы жадные, а чуть более 50 – что бедные. Если задуматься, бедными мы были почти всегда. В 90-е годы у нас иногда не хватало денег даже на еду, не говоря об остальном. Ели макароны с дешевыми сосисками, смотрели на тусклый экран советского телевизора, крутили диск набора на советском телефоне, если таковой был. Мы и сегодня бедные, но уже по-другому. Мы теперь новые бедные. У нас есть купленные в кредит либо в рассрочку автомобиль, телевизор или смартфон последней модели, но томятся родственники в ожидании добытчика с «черной пятницы».
О кредитах мы раньше почти не слыхивали. А сейчас сплошь кредиты и рассрочки. Недавно, оформляя рассрочку на не очень дорогую вещь в одном из бобруйских магазинов, услышал от продавца, что в кредит или рассрочку у них покупают все – от сложной бытовой техники до обыкновенной сковороды. Подсаженные на кредитную иглу, мы заняты бесконечным возвратом денег, ведь берешь чужие на время, а отдаешь свои навсегда. Вот так и живем: в одном кармане дорогой смартфон, а в другом – мелочь на скидочные мясо, макароны, тряпки. Да, мы новые бедные, и нет нам числа.
Говоря же о «черных пятницах» и скидках, хочется сказать: если вы не отличаетесь наблюдательностью, скрупулезностью, орлиным зрением и любовью к подсчетам, все равно не дайте себя обмануть!