Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Ольга Хотько, журналист
Ольга Хотько, журналист

Он не ушел

1 081

25 января – день рождения Владимира Высоцкого. И знаете, я в связи с этим событием каждый год ловлю себя на нескольких удивлениях.

Во-первых, что его нет с нами уже почти четыре десятка лет, а ведь он вполне мог бы и сейчас еще жить: ему всего-то исполнился бы 81 год – вполне реальная для человека продолжительность земного бытия.
Во-вторых, казалось бы, каждый год рассказывают о его жизни, берут интервью у одних и тех же людей, которые с ним дружили, хорошо его знали, вместе снимались, играли в театре, но всякий раз всплывают какие-то детали и подробности, о которых впервые слышишь.
В-третьих, как не по-высоцки, но от этого не менее хорошо, звучит его творчество в исполнении известных певцов и актеров. К слову сказать, в этом году я открыла для себя Артура Федоровича – национального актера театра и кино. Если не смотреть на экран, в ушах стойкое восприятие Высоцкого. Особенно впечатляют прочтение стихов барда и такая же, как была у него, манера исполнения песен.
В-четвертых, во время исполнения любой песни (а за свою короткую жизнь поэт и композитор написал их 600) больше половины зрительного зала дружно подпевает, то есть народ по-прежнему знает и любит творчество этого талантливого человека. Причем, возрастная аудитория поклонников Высоцкого довольно широкая. Возможно, кто-то подумает, что только люди старше сорока хорошо знакомы с песнями самого знаменитого в 70-е годы прошлого столетия шансонье Советского Союза. Конечно, эта категория знает наизусть многие и многие произведения поэта-песенника и даже разобрала их на фразы, легко и к месту применимые в реальной жизни.
Но радует, что и молодежь моложе 20 знает Владимира Семеновича не только как Глеба Жеглова из культовой ленты «Место встречи изменить нельзя», но и может назвать с десяток его самых известных песенных творений и даже процитировать некоторые особенно крылатые выражения. Я вспоминаю детство, как мои дед и дядя по очереди включали то бобинный магнитофон с переписанными у кого-то некачественными и плохо слышными запрещенными записями, то проигрыватель с несколькими вышедшими к тому времени виниловыми пластинками в основном на военную тематику. Естественно, что мои дети пережили примерно подобное, не в таком фанатичном виде, конечно. Поэтому оба сына смогут назвать и даже напеть любимые их родителями «Вдох глубокий, руки шире…» или «Но что-то кони мне попались привередливые…» и пару-тройку еще.
Но главная причина моего удивления – актуальность песен Высоцкого и в наши дни.
Кажется, жил в эпоху всевозможных запретов в стране, которая 27 лет назад исчезла с мировых географических карт. Пел о том, чего нет уже и в помине. Ан нет. Слушаешь, ностальгируешь, задумываешься и соглашаешься: все верно и сейчас. Значит, на века эта поэзия. И создал ее человек, которого ни под каким предлогом не хотели даже причислять к сообществу стихосложителей. Когда задумываешься над этим, подобная странность не укладывается в голове: действительно одаренный поэт таковым не считался, несмотря на сотни написанных песен, композитором не был, давал гастрольные концерты, но к братии певцов не относился. А что мы видим сегодня? Безголосые и полуобнаженные девицы и парни под один-два аккорда «речитативят» бредятину или пошлятину, за которую стыдно и которая забывается через мгновение после прослушивания. И этих бесталанных называют популярными исполнителями, звездами эстрады, певцами. Да, если сравнивать с оперными певцами или эстрадниками с шикарными голосами, Владимира Семеновича полноценно певцом назвать сложно. Но его специфический тембр, раскатистое распевание согласных, манера исполнения, благодаря которой получался театральный номер или мини-спектакль, особенно хорошо демонстрировавшийся в шуточных песнях (он так и говорил: «Я покажу вам такую-то песню»), настолько притягивали внимание, завораживали и не давали оторваться, что многим нынешним «звездам» остается только по-черному завидовать. Что касается текстов песен, когда-то один из его коллег по театру во время исполнения «Я не люблю», стоя за кулисами, заметил: «Я бы никогда не стал писать о таких очевидных вещах!» На что другой актер возразил: «Зрителей не интересует, что не любишь ты, он хочет знать, что ненавидит Высоцкий!» А я бы акцентировала внимание на другом: «А ты попробуй так гениально просто и красиво рассказать о явном!!!!»