Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

За пленение генерала Бахарова немцы сулили миллионы. А комкор сам садился за рычаги и вел танки в атаку

91 0

За пленение генерала Бахарова немцы сулили миллионы. А комкор сам садился за рычаги и вел танки в атаку

Кто из бобруйчан не знает сегодня улицу Бахарова! Имя этого боевого генерала, танковый корпус которого освобождал наш город на Березине, вполне закономерно, практически сразу после войны, было присвоено одной из важнейших – исторической Шоссейной – бобруйских улиц. А еще буквально всем нам хорошо знакомо словосочетание «танк Бахарова». Грозная бронемашина с бортовым номером 300 возвышается над мемориалом, где покоится прах легендарного командира-­танкиста, завещавшего похоронить его именно в Бобруйске.

Все решалось на земле

…Во второй половине дня 27 июня 1944 года воздушной и другими видами разведки 1-го Белорусского фронта было подтверждено полное окружение советскими войсками крупной группировки немецко-фашистских войск юго-­восточнее Бобруйска. Находясь под непрерывными ударами нашей 65-й армии и авиации, окруженная группировка врага начала концентрироваться в районе Савичей, Телуши, Ступеней, Дубовки, Бабино и в прилегающих к ним лесах. Вот как об этом написал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Константинович Жуков:

«…Прорыв обороны противника развивался медленно. Видя это, А.В. Горбатов обратился с просьбой разрешить ему выполнить свой первоначальный план и нанести удар танковым корпусом севернее. Я поддержал предложение А.В. Горбатова. Операция вполне удалась. Противник был опрокинут, и танкисты Б.С. Бахарова, выигрывая фланг группировки противника, стремительно двинулись к Бобруйску, отрезая немцам единственный путь отхода через реку Березину.

После этого удачного маневра наших войск противник начал отход с рубежа Жлобин-Рогачев, но было уже поздно. Единственный мост у Бобруйска 26 июня был в руках танкистов Б.С. Бахарова.

 

Танковый корпус М.Ф. Панова, выйдя в район северо-западнее Бобруйска, отрезал все пути отхода противнику, находившемуся в самом городе.

Таким образом, 27 июня в районе Бобруйска образовалось два «котла», в которых оказались немецкие войска 35-го армейского и 41-го танкового корпусов общей численностью до 40 тысяч че­ловек».

За сутки тогда 9-й танковый корпус генерала Бориса Бахарова отразил семь контратак противника, пытавшегося  прорваться на север и в Бобруйск. При этом было уничтожено до 40 танков и 100 автомашин врага. К исходу дня со­единения корпуса вели ожесточенные бои в районах Новой Деревни, Думановщины, Титовки, Зеленки и Селибки, на стыке дорог, ведущих из Могилева, Рогачева и Жлобина в наш город. Как отмечено в журнале боевых действий, «…по инициативе комкора, продолжая движение в направлении Бобруйска, корпус овладел Титовкой, разгромив местный гарнизон и колонну мотопехоты, не успевшую переправиться через Березину».

Танки фашистской грязи не боялись

В течение ночи, взаимодействуя с частями 41-го стрелкового корпуса, танкисты Бахарова отбивали яростные атаки фашистов, пытавшихся прорваться из города в северном и северо-­восточном направлениях, по дороге на лагерь «Большевик». Днем 9-й танковый продолжал уничтожать врага, стремившегося вырваться из окружения.

«…Мне удалось видеть, как были сцементированы стены бобруйского «котла» и как, если можно так выразиться, действовали ножом и черпаком наши подразделения внутри самого «котла». Нож рассекал связь и взаимодействие немецких армейских корпусов с дивизиями, дивизий – с полками, полков – с батальонами и ротами. Нож уничтожал тех, кто не складывал оружия. Черпак щедро вычерпывал пленных. Он действовал быстро, легко, неутомимо в руках умелых «кашеваров», – почти документальную картину приводил в своих дорожных записях той поры Василий Гроссман.

Архивные же документы засвидетельствовали такой факт: «9-й ТК за десять часов, совершив 50-километровый марш с боем, овладел единственной и основной коммуникацией противника на р. Березина – узлом четырех шоссейных дорог Титовкой и, держа под огнем железнодорожный и два шоссейных моста через р. Березина, не допуская противника со стороны Бобруйска, закончил оперативное окружение Рогачевско-Жлобинской группировки в составе пяти дивизий».

Особо отличились в боях за осво­бождение нашего города танкисты 9-го корпуса из 95-й бригады полковника Кузнецова, 108-й бригады подполковника Баранюка и 23-й бригады подполковника Бойко.

Корпус с именем «Бобруйский» пошел дальше, на запад

Без малейшей передышки 9-й танковый корпус генерала Бахарова утром 28 июня получил шифротелеграммой приказ командующего 3-й армией А.В. Горбатова сдать к 14.00 свой боевой участок командиру 41-го стрелкового; во взаимодействии с командиром 40-го корпуса, 129-я дивизия которого к тому времени уже вышла на рубеж лагерь «Большевик»-Гута, форсировать Березину в районе Щатково и наступать в направлении на Пуховичи.

Приказы не обсуждаются, а неукоснительно выполняются – таков армейский закон. Поэтому 9-й танковый корпус сдал свой участок в районе Титовки частям 108-й дивизии 41-го стрелкового и начал выдвижение к переправе у Щатково. К исходу суток мотострелковая бригада, одна танковая бригада и два самоходно-артиллерийских полка были на западном берегу реки.

Остальные части и подразделения корпуса генерала Бахарова продолжали переправляться через Березину. Как вдруг в 20.35 начальник штаба 1-го Белорусского фронта передал ему распоряжение принять меры к ускорению преодоления Березины и форсированным маршем по шоссе Бобруйск – Минск выдвинуться в район Марьиной Горки, Пуховичей. Этим же приказом ставилась задача всей 65-й армии П.И. Батова, в подчинение которой поступил и 9-й танковый корпус, продолжать стремительное наступление…

Однако не обошлось без боестолкновений с отступавшими гитлеровцами у Сычково, Горожи, Брицаловичей при продвижении танкистов Бахарова к белорусской столице. В боях за осво­бождение Минска 9-й танковый корпус получил вторую благодарность Верховного главнокомандующего, и соединение устремилось к Барановичам, где, взяв город, заслужило третью, а овладев Слонимом, и четвертую высокую оценку И.В. Сталина. Но вот на Ружанско-Пружанском
направлении с комкором случилось непоправимое – при проверке рубежа обороны под деревней Казимировка генерал-майор танковых войск Борис Сергеевич Бахаров был убит прямым попаданием снаряда немецкой пушки. Но похоронили отважного командира корпуса, как он этого и хотел, в нашем городе на Березине, где его соединение получило почетное наименование Бобруйского.

Александр Казак.
Фото из открытых источников
интернета и автора.