Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Воспоминания бобруйчан о родных, проявивших мужество и героизм в годы борьбы нашего народа с нацизмом

62 0

Воспоминания бобруйчан о родных, проявивших мужество и героизм в годы борьбы нашего народа с нацизмом

Ольга ГРЕК:
– 15-летний Аркадий – самый младший сын в семье Мильто из деревни Троица Шкловского района – строил планы на будущее, которое казалось юноше светлым и пьянящим. Сотни дорог, тысячи возможностей – выбирай по душе. …А потом началась война. Неожиданно и страшно. По деревенской дороге по направлению к Шклову потянулись вереницы немецкой техники, которая наводила ужас, внося смуту в некогда спокойную и размеренную жизнь сельчан. До боли сжимая кулаки, Аркадий в отчаянии смотрел на происходящее. Вот если бы ему сейчас автомат, он бы защитил родную деревню, он бы не пустил этих извергов сюда, он бы не позволил врагам топтать родную землю своими грязными сапогами… Однажды от соседа услышал, что в лесах формируются отряды партизан. И ушел. Ушел туда, где, как ему казалось, нужен в этот момент. Пыльными фронтовыми дорогами он прошел всю войну, видел смерть, боль и страдания. Но точно знал: все не напрасно, скоро наступит новая жизнь, где не будет места войне....Это было 10 февраля 1945 года во время наступательных боев на польский город Тухель (ныне – Тухоля). Тогда Аркадий Мильто, разведчик 1225-го стрелкового Осовецкого Краснознаменного орденов Суворова и Александра Невского полка, понимал, что от его разведданных зависит исход боевой операции, под пулями выполнял задачи, всегда повторяя: «Не время умирать!» Потому что знал: впереди Победа, а сейчас он – пусть маленькое, но крепкое звено цепочки, которая непременно приведет к долгожданному миру. И это звено не должно разорваться. «Красноармеец Аркадий Мильто своевременно и точно сообщал о живой силе и местонахождении огневых точек противника, чем способствовал выполнению боевых задач», – вот несколько скупых строк из наградного листа. Но сколько за ними мужества, отваги и патриотизма. В одном из боев за Тухель, возле деревни Трутново, он, выполняя разведывательные задачи, встретился с врагом лицом к лицу. Их было семеро. Он – один. Однако сноровка и опыт, накопленные за годы войны, сделали свое дело: несколько секунд – и все семеро оккупантов легли, сраженные очередью из автомата красноармейца Мильто. За ту операцию Аркадий Дмитриевич награжден орденом Красной Звезды.
О том, что не время умирать, он думал и тогда, когда вражеская пуля настигла его в бою с немецкими захватчиками вблизи города Данцига. Эта рана ноющей болью напоминала ему всю жизнь о годах военного лихолетья…
Помимо ордена Красной Звезды, Аркадий Мильто награжден медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» II степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
Долгие годы Аркадий Дмитриевич Мильто возглавлял колхоз имени Свердлова в Шкловском районе. Его и сейчас здесь помнят многие – железная воля, стальной характер и в то же время душевная доброта сочетались в этом человеке, прожившем жизнь, которой хватило бы на десятерых…

Валерия Кужаль:
– Мой прадед Высоцкий Антон Антонович родился 25 января 1904 года в деревушке под Менском. Закончил четыре класса сельской школы, дальнейшее образование получить ему не удалось. В 18 лет начал работать помощником машиниста на железной дороге, за добросовестный труд был переведен на должность машиниста. Спокойную и счастливую жизнь прервала война. С первых ее дней была организована паровозная колона имени Сталина, которая в дальнейшем возила эшелоны на фронт. Вместе с этой колонной отправился и Антон Антонович.На трудном и долгом пути железная дорога подвергалась налетам по нескольку раз на день. В выкопанных ямах вдоль линии укрывали технику, чтобы после налета быстро растащить разбитые эшелоны и восстановить разбитые пути. Прадед восстанавливал разрушенные фашистами железные дороги, обезвреживал немецкие мины. Из его воспоминаний, особенно немцы охотились за составами с нефтью. Поэтому железнодорожники придумывали, как сделать так, чтобы враг сразу их не обнаружил: обшивали цистерны досками, маскируя их под составы с лесом. Подвергались бомбежке и составы с живой силой и техникой.
Антон Антонович с ужасом вспоминал о страшной бомбежке Жлобина, когда был разрушен вокзал, попали под бомбежку санитарный поезд, эшелоны с боеприпасами, погиб его друг-железнодорожник (он похоронен вместе с погибшими ранеными санитарного поезда и железнодорожниками на привокзальной площади).
Антон Антонович водил знаменитые паровозы серии Э. Как он говорил, «не было никакого другого паровоза, кроме серии Э, который так великолепно справлялся бы со всеми тяготами военных дорог: проходил по наспех проложенным путям, продолжал путь с пробитым котлом или поврежденной машиной. При этом он не­утомимо тащил тяжелые фронтовые или тыловые поезда». Благодаря этим локомотивам обеспечивалась бесперебойная доставка фронту боеприпасов, горючего, продовольствия и людских резервов. Смертельному риску постоянно подвергались все, кто работал на железной дороге. Случаи гибели машинистов на рабочем месте были нередки. Прадеду доводилось вывозить жителей осажденных городов: вагоны были заполнены до отказа ослабленными, истощенными людьми.
Особенное внимание уделялось составам, которые отправлялись на фронт – их необходимо было отправлять как можно быстрее. Прадед говорил, что на душе становилось легче, когда осознавал, что своим трудом помогает приближать Победу. Он понимал тогда, что вовремя доставленные свежие силы помогали не отступить, не уступить фашистам без боя ни одного клочка родной земли. А судьба забрасывала прадеда в Польшу, Латвию, на Кавказ, он проехал всю Беларусь.
Бабушка отмечала, что Антон Антонович был очень скромным человеком, себя не выпячивал, не любил хвастунов и сам никогда не хвастался, за почестями не гнался. Просто делал то, что должен был: выполнял приказы командования неукоснительно и четко. За время войны был награжден орденом Ленина, медалью «За боевые заслуги», знаком «Почетному железнодорожнику». Его награды до сих пор хранятся в музее железнодорожного депо в Осиповичах.
После войны прадедушка продолжал работать на железной дороге машинистом. Работал в депо до ухода на пенсию. 6 августа 1981 года в 12 часов дня сердце Высоцкого Антона Антоновича перестало биться.

Никита Галамака, кадет Могилевского областного кадетского училища имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко:
– Мой прапрадедушка Хренов Федор Александрович родился в 1911 году в Палехском районе Ивановской области. Ушел на фронт 9 мая 1942 года. Участвовал в боях против немецких оккупантов в составе 1085-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии. В наступательных боях за овладение городом Севском Брянской области во время разведки в числе 11 человек добыл ценные сведения о расположении войск и огневых точек противника. Уничтожил лично двух немецких солдат и захватил в плен одного немецкого офицера. Во время боя за овладение Комаровкой 13 сентября 1943 года был ранен (в 4-й раз) в левую руку разрывной пулей. За проявленное в этой операции мужество и героизм был представлен к награде. Награжден орденом Славы III степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу».
А благодаря электронному банку документов «Подвиг народа в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 гг.» я узнал, что прадедушка моего отца, Аникин Николай Емельянович, 1905-1989 гг., ветеран четырех воин, награжден орденом ­Отечественной войны II степени.

Татьяна Брокар:
– Моя семья гордится и помнит своего героя – моего деда. Широкий Николай Дмитриевич родился в деревне Михалево Бобруйского района. К началу войны ему был 31 год. Он был призван на службу телефонистом 419-го минометного полка 46-й минометной бригады. В боях за Берлин проявил отвагу, мужество и героизм.Под артиллерийским огнем противника обеспечивал бесперебойной связью свою батарею. В начале артиллерийской подготовки каждая батарея вела огонь в составе дивизиона, связь с наблюдательным пунктом была порвана в нескольких местах. Николай Дмитриевич пошел на ее исправление. Невзирая на минометный обстрел противника, он исправил до семи порывов, и батарея была обеспечена связью и смогла продолжать вести огонь.

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Широкий Николай Дмитриевич награжден орденом Отечественной войны II степени в 1945 году.
Несмотря на то что эти страшные события были очень давно, до моего рождения, я очень горжусь тем, что мой дед Широкий Николай Дмитриевич внес вклад в Великую Победу. Мы должны помнить о героях, которые подарили нам весну и мирное небо над головой. Ведь герои живы, пока они в нашей памяти...

Анастасия Кастрица:
– Когда началась Великая Отечественная война, Мария Логунова закопала в землю перед домом несколько ценных для семьи вещей, в том числе овчину на кожух и альбом с семейными фотографиями. У нее была дочь Лидия (4 года), родился сын Володя, сестре Екатерине было 10 лет. Муж работал в райкоме партии, Мария заведовала детским садом. В самом начале войны муж Трофим увозил из Быхова партийный архив. На фронт его не взяли: он был инвалидом. Семья приехала в деревню Лазаревичи. Мария Логунова все ждала, что супруг вернется. А вскоре власть в деревне захватили немцы.Организовались партизанские отряды. Братья Виктор, Ефим и Филипп ушли к партизанам. У Виктора было педагогическое образование, из-за инвалидности на фронт его не взяли, поэтому ушел в партизаны. Филипп окончил только девять классов, Ефим был еще младше. В дом к Логуновым часто ночью приходили люди: разговаривали, передавали бумаги, которые Мария прятала. Было очень опасно.
В начале января Мария Логунова с матерью Татьяной быстро собрались и увезли куда-то ценные документы… Назад они не вернулись – там была засада. 9 января Марию расстреляли автоматной очередью в голову, а Татьяну закололи штыком. Татьяна просила не трогать дочь, говорила, что детки маленькие останутся одни. Несколько дней лежали на снегу тела погибших, а потом их разрешили забрать и похоронить. Все это время дочь Марии Лидия была у тетки Марины. Тетя пришла в дом, плакала, затем забрала Лиду к себе. Это все записано из воспоминаний Лидии Трофимовны – моей бабушки. Позже она видела, как по улице ехали сани, а на них большой гроб – один на двоих для ее мамы Марии и бабушки Татьяны:
– С похорон меня забрала бабушкина сестра в деревню Веть. Однажды ночью пришли люди, разговаривали долго с дедушкой Ефимом. Он вышел во двор, присел на большой камень, – рассказывала Лидия Трофимовна. – Мы вышли утром, а дедушка все сидит на этом камне, а вся голова белая... За одну ночь поседел. Ему сказали, что Филиппа замучили. Он с группой партизан был на задании, там была засада, он прикрывал отход группы. Сам уйти не смог – пулеметной очередью перебило ноги. Его схватили.
Из семьи во время войны удалось выжить Лидии Трофимовне, ее брату Володе, Кате, дедушке Ефиму и Трофиму. Закопанные возле дома богатства потом откопали, а вот от дома почти ничего не осталось.