Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Война войной, а семья семьей, или Как украинская семья смогла заново построить жизнь в Беларуси

417 0

Война войной, а семья семьей, или Как украинская семья смогла заново построить жизнь в Беларуси

В гости к Реутским добираюсь субботним вечером на другой конец города, в Киселевичи. И не зря: в уютной «двушке» в новостройке на Наумова меня встречают солнечная и дружелюбная Виктория, серьезный (только на первый взгляд) глава семейства Александр и полуторагодовалая Анютка. Пока мы знакомимся, из коридора в спальню проскальзывает старшая дочь Ангелина. За компьютером в это время играет в шашки средний ребенок в семье – Глеб. Несмотря на теплую, гостеприимную атмосферу, разговор начинается с трудных воспоминаний.

– Когда в июне в Северодонецке начались боевые действия, мы все думали, куда податься, – говорит Виктория. – Было страшно, когда каждый день в четыре часа утра дрожали стекла. Грохот, дым… Выглядываешь в окно – а над лесом черное облако.

Насчет переезда у Реутских было несколько идей, одна из них – в Крым. Но подумывала украинская семья и о Беларуси. Дело в том, что в Бобруйске у Виктории живет двоюродная сестра. Но даже с ней поддерживать контакт было сложно: во время обстрелов отключался интернет, переставала брать мобильная связь.

– Однажды сестра сказала: «Привозите в первую очередь детей, их нужно спасать!» – вспоминает моя собеседница. – К тому времени мы боялись по ночам ложиться спать, все знакомые и друзья были постоянно на связи. Хотя мы увидели лишь маленькую толику из того, что было потом, поверьте, это страшные эпизоды. Мы можем посочувствовать людям, которые стали свидетелями боевых действий.

 

Четкое и осознанное решение о переезде пришло после одной из бессонных ночей под прицелами орудий. Как обычно это и происходит, сели в машину и по­ехали. Правда, серьезно обосновываться в Беларуси Реутские не собирались: только переждать обстрелы. Поэтому не брали даже теплых вещей. Только осенью глава семейства рискнул съездить на родину, чтобы забрать куртки и свитера.

До того памятного лета жизнь Реутских протекала спокойно и размеренно. У семьи был небольшой оптовый бизнес (овощи, фрукты), который давал стабильный доход. Как говорит Виктория, жили на широкую ногу, несколько раз в год ездили отдыхать на юг, ни в чем себе не отказывали. Зато на чужбине пришлось столкнуться с моментами, когда не хватало даже денег на хлеб. Бобруйчане не оставили украинскую семью в беде. Но об этом чуть позже.

Первое время Реутские жили у сестры. Но у нее своя семья, поэтому вскоре пришлось снять квартиру. А спустя несколько месяцев Вика узнала, что беременна.

– Несмотря ни на что, это была такая радость! – не скрывает эмоций моя собеседница. – Мы долгое время хотели третьего ребенка, но Бог все не давал. А тут, кажется, такие сложности – и вот вам хорошая новость. Я считаю, что войну и детей нельзя связывать воедино. Если война, получается, не рожать? Какая разница – двое детей, трое или пятеро. Как говорится, война войной, а семья семьей. Именно с появлением третьего ребенка я поняла, что большая семья – это огромная радость!

Что и говорить, снимать квартиру для семьи, которая еще непрочно стала на ноги, было дорого, но вернуться домой мыслей не возникало: война продолжалась (и продолжается до сих пор). При­ехав в Бобруйск на два месяца, украинская семья осталась здесь на два года.

– В Беларуси мы удивлялись всему, – честно говорит Виктория. – Прежде всего законам. Сравнить обе страны в этом плане невозможно: в Украине законы просто-напросто не работают. Мы приехали в Бобруйск на июньские праздники, как раз когда отмечали День города. Когда мы пришли на площадь, даже не поняли, что происходит. Отдельно – места для пьющих, курящих. Дорогу нужно переходить по «зебре», показывать сумочку… Для нас это было дико. Никто никогда не обращал внимания на сигнал светофора, дети постоянно переходили дорогу на красный свет. Такого порядка, как в Беларуси, в Украине нет и не будет.

Отдельная история о том, как Реутские получили квартиру. «Об этом я даже не мечтала, – признается Виктория. – От многих людей слышала: тот «построился», этот. Мы же не понимали, кто строит, что строит? У нас такого нет. Когда я была на поздних сроках беременности, кто-то из знакомых спросил, стали ли мы на очередь как многодетная семья.

Помню, я тогда еще ответила: «В эти сказки не верю!»

Я верю в чудеса, но было понятно, что в данной ситуации они не для нас: мы иностранные граждане. Но попробовать все-таки решили. Подняли документы бабушки, которая родилась в Беларуси в 1929 году, благодаря этому факту получили вид на жительство. Если бы не это обстоятельство, мы бы, скорее всего, уже вернулись домой, потому что вечно снимать квартиру было нереально».

Вика считает, что все к лучшему. В Беларуси ее семью, как оказалось, поджидало немало сюрпризов. В 2015 году родился ребенок, а в 2016-м Реутские получили собственную квартиру! С 14-тысячного места в очереди украинская семья поднялась на трехсотое благодаря маленькой Анюте. В июне Реутские стали на очередь, а в ноябре, после рождения второй дочери, пришла бумага с предложением о строительстве. На выбор давались два микрорайона: седьмой и Киселевичи.

– Я люблю природу, лес, поэтому когда приехала в Киселевичи, поняла: это мое! Душа легла, – откровенничает моя собеседница. – Быстро построился и дом: в октябре 2016-го мы получили ключи. Я считаю, что это самое настоящее чудо!

Конечно, у Реутских часть жизни осталась в Украине: родители, друзья, любимая работа. Но здесь украинцы смогли не только наладить быт, но и найти занятия по душе, завести новых друзей. Александр работает в клининговой компании, а Виктория посвятила себя воспитанию детей.

– Белорусского Президента всегда хвалили, но только пожив на белорусской земле, я поняла, почему, – говорит Виктория. – У вас порядок, чистота, вкусные продукты в магазинах. Удивило, что школьники ездят в общественном транспорте бесплатно – у нас такого нет. Ангелина почти каждый день ездит на автобусе в музыкальную школу. Если бы школьникам не предоставлялись льготы, согласитесь, было бы накладно.

13-летняя Ангелина исключительно творческая личность: отлично рисует, играет на скрипке (есть первые места на республиканских конкурсах). Переезд в другую страну и смену учебных заведений девочка восприняла легко: она себя считает путешественницей и даже любит такие «перетурбации». В углу комнаты стоит мольберт с еще недописанной, но весьма выразительной картиной, на которой изображена девушка у моря. Ангелина, как и родители, скучает по морю. В этом году Реутские надеются добраться до любимого Крыма (на сей раз новым составом: с маленькой Анютой).

Я не удерживаюсь и задаю вопрос: хочется ли вернуться на родину?

– Когда мы ходили по организациям с разными документами, всегда встречали земляков, – отвечает Виктория. – И всегда слышали один и тот же вопрос: «Вы когда назад поедете?» Сейчас его уже не задают: во-первых, прошло время, во-вторых, многие знают, что мы получили квартиру. Если честно, хоть мы уже тут и живем два месяца, немного обставились, все равно не верится, что это наше жилье.

Реутским больше всего хочется стабильности, мира в каждом уголке земного шара. Чтобы жизнь наладилась финансово и они могли спокойно работать на мирной земле.

– Мы очень благодарны, что в Беларуси внедряют программы поддержки молодых семей, – включается в разговор Александр. – Это дает стимул двигаться дальше. И наш пример доказывает, что все возможно!

Помимо всего, Реутские – верующая семья. В Беларуси в первое время их поддерживали прихожане Свято-Георгиевского храма, Бобруйская епархия.

– Надо верить, радоваться всему, что происходит, и не бояться перемен, – говорит Виктория. – Ситуации были разные, порой сложные. Но мы никогда не унывали, не опускали руки. И помощь приходила! Когда не было денег заплатить за аренду квартиры, позвонила знакомая и сказала, что в епархии нам собрали кое-­какую сумму денег. Когда нам передали конверт, там было ровно два миллиона, которые и требовались!

Чудеса с Реутскими и сейчас часто случаются. Виктория говорит, что жизнь мудрее и все расставляет по местам.

Рассказала украинская семья и о серьезном испытании, которое было этим летом, – о поездке домой, в Северодонецк, ныне административный центр Луганской области.

– Я одного боялась: когда поеду на родину, не захочу возвращаться в Беларусь, – призналась Виктория. – Я боялась неведения, что делать дальше. В Северодонецке мне было интересно погулять по родным до боли улицам, я соскучилась по друзьям, городу… И честно себе призналась: наполовину моя душа там. Но, к моей радости, уже на третий день мне захотелось вернуться в Беларусь – на мою вторую, но уже так полюбившуюся родину!

P.S. Семья Реутских выражает благодарность Белорусскому Обществу Красного Креста. "Огромную ПОМОЩЬ нам оказывал и продолжает оказывать эти годы, начиная с 2014, Красный Крест. Ведь именно организация оказывала нам усиленную помощь....и это было настоящее чудо! Я очень БЛАГОДАРНА ей за такую поддержку людям с Донбасса, благодаря которой мы могли себе позволить больше....Мы ЖИЛИ и у нас появилась НАДЕЖДА, что, несмотря на боевые действия в Украине и трудности, мы сможем все преодолеть. Спасибо Вам, всем сотрудникам и директорам за то что Вы есть и есть благое дело, в котором Вы себя нашли! Благодарим Вас за поддержку и помощь в виде ваучеров а также всех неравнодушных бобруйчан за внимание, отзывчивость, доброту и сострадание к нам! Дай Бог всем Вам здоровья, мира, успехов в работе, терпения и долгих счастливых лет жизни! Пусть Господь хранит всех Вас! С Ув. семья Реутских".

Анна Сушкова, фото автора и из архива Реутских.