Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Улица Социалистическая в Бобруйске

123 0

Улица Социалистическая в Бобруйске

Теперь это важнейшая городская артерия, часть из которой - в самом центре - пешеходная. Как раз на этом отрезке Социалки, как называют улицу бобруйчане, стоит скульптура бобра - городской символ, который во всех справочниках для туристов называют лучшим местом для селфи. Неподалеку - площадь Победы с большим сквером, областной драмтеатр имени Дунина-Марцинкевича и городской музей.

Первое название - в честь душителя восстания Калиновского

- Эта улица появилась на городской карте не так давно, - рассказывает бобруйчанин, доктор филологических наук, профессор Алексей Ненадовец. - И на это повлияло... восстание Кастуся Калиновского в 1863 - 1864 годах. Вернее, то, что горожане не поддержали антиправительственное выступление.

Алексей Михайлович отмечает, что город в те времена был крайне верноподданическим. Так, прихожане одной из местных церквей во время восстания даже написали письмо императору Александру II, где засвидетельствовали, мол, горой стоят за действующий строй и не поддаются ни на какие попытки их одурманить. Не секрет и то, что на Могилевщине крестьяне ловили шляхтичей-повстанцев и сдавали их властям.

После такого письма бобруйчанам даровали возможность почтить умершего спустя пару лет после восстания его душителя - виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева, которого часто называют Вешателем. Именно по его приказу расстрел лидерам восстания Калиновскому и Сераковскому был заменен на повешение. Да и многих других пойманных повстанцев ждала петля…

- В первой половине 1870-х в Бобруйске приняли новый план застройки. Одна из центральных улиц, начинавшаяся от рынка (он и теперь там), в 1876-м была названа Муравьевской.

Сгоревшая улица стала причиной миллионных исков

Саму трассу Социалистической-Муравьевской, сохранившуюся поныне, окончательно сформировали большие городские пожары.

- Первый случился в конце XIX века, второй - в начале ХХ века. Огонь тогда изменил облик города - так, в центре Бобруйска, в том числе на сгоревшей улице, предтече Муравьевской, было приказано строить только кирпичные дома.

Интересно, что после пожара в начале ХХ века торговцы-евреи подали в суд на Либаво-Роменскую железную дорогу. Мол, из проезжавшего поезда вылетел уголек, от которой огнем занялся один дом, а там и целый город - застройка была плотная.

- Истцы уже почти отсудили несколько миллионов золотых рублей за причиненный ущерб, что было огромной суммой для железной дороги. Но помог случай. К одной девушке, жившей в бобруйском районе Форштадт, сватался телеграфист с железной дороги. Как-то он рассказал суженой, что у него на работе все гудит от суммы выплаты после пожара. Девушка, припомнив события злополучного дня, удивилась: «Как мог выскочить уголек из паровозной трубы, если поезд уже прошел?» Оказалось, она видела, как состав дошел до станции Березина, а дом полыхнул куда позже. Тогда и выяснилось, что в субботу еврейские семьи отмечали шабат, одна из них отпустила домой свою служанку, и сами хозяева зажгли огонь в печи. И из нее-то и вылетел уголек. Тогда платить за клевету пришлось уже местным торговцам…

Кстати, и строительство кирпичных домов легло на самих торговцев-евреев.

- Каждый домик совмещал в себе магазинчик и подсобки на первом этаже с жилой частью на втором - в том числе и для сдачи внаем. И каждый строили по индивидуальному проекту из местного красного кирпича - славившегося прочностью розенберговского.

Что касается магазинчиков, то они были в основном небольшим семейным бизнесом.

Товар был изо всей Европы, славился высоким качеством. Продавали буквально все: обои, самовары, товары из металла, галантерею, посуду, шляпы и даже ювелирку. Торговцы - Лившиц, Нагер, Барбаш, Голодец, Костелянский, Лапидус, Загорулько... Для хранения продуктов проектировали подвалы-холодильники - такой есть под зданием на Социалке, где теперь расположен бобруйский музей. А книжные магазины сами заказывали тиражи открыток с видами Бобруйска.

А еще Муравьевскую, разрезавшую город до реки Березины неподалеку от речного порта, первой в Бобруйске замостили камнем.

- Это несколько участков, но они сразу стали любимым местом вечерних прогулок. При этом большая часть Муравьевской оставалась с деревянными тротуарами и непролазной грязью между ними.

Гимназия потеряла башенку

В 1892 году рядом с Муравьевской заложили православный Свято-Николаевский собор. А центром светского внимания бобруйчан начала ХХ века стал электрокинотеатр «Весь мир» на 350 мест.

В 1906 году здесь возвели здание Алексеевской женской гимназии (сегодня - гимназия №3), которое содержалось на плату за обучение и общественные средства.

- В 1908 - 1909 учебном году тут было 393 воспитанницы. Преподавали им Закон Божий, русский, немецкий, французский языки, латынь, математику, природоведение, рукоделие, физику. Педагоги - выпускники Петербургского университета и Виленского высшего женского училища.

За век с небольшим здание потеряло башенку на крыше. Возможно, коль гимназия стояла на прежней окраине города (сейчас - это самый центр), башня могла выполнять функции пожарной каланчи.

Из собора в 60-е сделали бассейн

Социалистической улица стала в 1920-х, успев до этого считаные месяцы побыть улицей Керенского. Из тех лет бобруйчанам запомнилось, как с балконов выступали большевистские лидеры. А в 1922-м борцы с религией закрыли Свято-Николаевский собор, изъяв ценностей на 2,5 тысячи золотых рублей. Возобновились службы во время Великой Отечественной войны, тогда же у собора немцы устроили кладбище для погибших военных. С тех пор храм действовал до 1964-го, когда здание приспособили под бассейн. Вернули его верующим и восстановили уже в нулевых.

Кстати, в годы войны Социалку, где разместилась администрация оккупантов, переименовали уже в Центральную улицу. Тут, как и до войны, шла торговля - хотя тысячи бобруйских евреев вскоре после прихода немцев оказались в гетто... А когда сгорела добрая часть деревянной застройки Бобруйска, эта улица уцелела - тут стояли кирпичные дома.

Бродвей с Арбатом

Старое название вернулось после освобождения города. Напоминает о войне на ней танк-освободитель на площади Победы, перед гимназией - Аллея праведников мира, спасавших евреев. А в конце 1980-х улицу ненадолго назвали улицей Победы, но вскоре вернули прежнее название.

...В 1990-х у современных бобруйчан появился пешеходный участок Социалки. Его нередко называют местным Бродвеем или Арбатом.

- А в домиках, которые тогда еще оставались центрами торговли, до сих пор снимают кино, - говорит Алексей Ненадовец. - Жаль, приведены в порядок далеко не все из них. На соседних улицах есть и вовсе пустующие здания, хотя речь об интересном для туристов еврейском колорите…