Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Танк против бронепоезда. Первый в истории такой таран был совершен в Черных Бродах под Бобруйском

142 0

Танк против бронепоезда. Первый в истории такой таран был совершен в Черных Бродах под Бобруйском

Мы хорошо знаем о единственном в мире летчике-истребителе Борисе Ивановиче Ковзане, совершившем четыре воздушных тарана и оставшемся в живых. Его имя носит улица в бобруйском Авиагородке. Но были и другие герои, о которых мы, считаю, тоже должны помнить. Тем более что отдали жизни они за освобождение нашей земли.
Экипаж смелых
Дмитрий Комаров родился 8 нояб­ря 1922 года в деревне Синчуваж Шахунского района Горьковской, ныне Нижегородской, области. Родители его были крестьянами. Помимо Димы, в семье было еще четверо детей, поэтому он, старший, рос ответственным и собранным. После 9-го класса устроился на работу в контору ремонтно-путевой колонны железнодорожной станции Шахунья. Но вскоре, несмотря на то что он еще не достиг совершеннолетия, его перевели на самостоятельный участок работы бухгалтером. Дима мечтал поступить в железнодорожный институт и стать инженером. Но с началом Великой Отечественной войны стал учиться в автомобильно-мотоциклетном училище, которое позже было преобразовано в танковое. Через два года обучения Дмитрий Комаров был выпущен лейтенантом танковых войск и направлен на фронт. Он был назначен командиром танка Т-34 в роту старшего лейтенанта Наумова. Михаил Бухтуев родился в 1925 году в поселке Карагаш ныне Тоджинского района Республики Тува. С детства любил свой край в верховьях Енисея, где на приисках отец добывал золото. После окончания четырех классов учился в городе Кызыле. Когда началась война, Артемиий Иванович Бухтуев стал солдатом. Воевал на Ленинградском фронте. На работе отца заменил сын. Потом в дом Бухтуевых пришла похоронка. И уже Михаил отправился на войну в июле 1943-го. В танковой части под Челябинском Миша успешно окончил полковую школу, ему было присвоено звание сержанта. Там же, на Урале, сформировался и экипаж «тридцатьчетверки», командиром которого был назначен лейтенант Дмитрий Комаров. Михаил Бухтуев занял место ­механика-водителя. Заряжающим стал Василий Будник, командиром орудия – Николай Дзюба. Вскоре воинский эшелон с танкистами прибыл на 1-й Белорусский фронт. Экипаж пополнил батальон полка в составе 15-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового корпуса.
На пути к Бобруйску
Боевое крещение экипаж лейтенанта Комарова принял на Бобруйском направлении. 24 июня 1944 года после мощной авиационной и артиллерийской подготовки 65-я армия генерала П.И. Батова из района южнее Паричей перешла в наступление и прорвала вражескую оборону. В прорыв был введен 1-й гвардейский танковый корпус, в составе которого наступала и 15-я гвардейская танковая бригада. Танкисты ломали сопротивление противника и в первый день наступления сумели продвинуться на 20 километров. Корпус вошел в прорыв южнее Паричей. Бригада оказалась впереди других частей, преследуя отступающего в панике противника. Гитлеровцы решили дать бригаде бой на станции Черные Броды. Но враг был с хода смят натиском наших танков.
Батальону капитана Наумова, в котором воевал и экипаж Комарова, была поставлена задача овладеть опорным пунктом противника – железнодорожной станцией Черные Броды, что на ветке Бобруйск – Рабкор. На этой станции враг имел крупные склады военной техники и имущества. Под вечер первого дня наступления танк Комарова ворвался в деревню Тумаровка и нанес противнику тяжелые потери. На рассвете 25 июня батальон Наумова продолжал наступ­ление, головным шел танк Комарова. На подступах к Черным Бродам находившийся на станции бронепоезд врага открыл сильный огонь по наступавшим нашим войскам. Однако танкисты продолжали продвигаться вперед. Но вот снова в башню «тридцатьчетверки» Комарова попал вражеский снаряд. Ранило наводчика и заряжающего. Выведя машину в укрытие, Комаров передал раненых санитарам, а сам вдвоем с Бухтуевым продолжал наступление.
Отважно и умело действовал в этой атаке механик-водитель гвардии сержант Бухтуев. Его танк, раздавив по пути два полевых орудия и истребив до взвода пехоты врага, первым ворвался на станцию. Но неожиданно «тридцатьчетверка» вздрогнула – в машину угодил еще один вражеский снаряд. Языки пламени начали лизать броню. У танкистов окончились снаряды. А бронепоезд продолжал огонь по наступавшим. В этот критический момент лейтенант Комаров принял решение идти на таран.
Момент истины
Многие видели, как на предельной скорости механик-водитель Бухтуев направил огненный танк на бронепоезд. Удар оказался настолько сильным, что бронеплощадка с орудиями и пулеметами была выведена из строя. Бронепоезд остановился. Гитлеровцы, лишившись бронепоезда, поспешно оставили опорный пункт. А уже в день освобождения Бобруйска командирами и боевыми товарищами смелого экипажа был составлен специальный акт о совершении тарана немецкого бронепоезда горящим танком: «29 июня 1944 года мы, нижеподписавшиеся заместитель командира 15-й гвардейской танковой Речицкой Краснознаменной бригады гвардии майор Булавин, начальник политотдела гвардии подполковник Пупов, командир 2-го танкового батальона гвардии капитан На­умов, составили настоящий акт в том, что при занятии станции Черные Броды 25 июня 1944 года танк гвардии лейтенанта Комарова и сержанта Бухтуева, будучи подожженный фашистским бронепоездом, пошел на таран и таранил его, вывел из строя три бронеплощадки с орудийными и пулеметными башнями.
Акт составлен для представления к посмертному присвоению гвардии сержанту Бухтуеву звания Героя Советского Союза».
Механик-водитель Бухтуев и командир танка Дмитрий Комаров за беспримерный подвиг оба были представлены к присвоению звания Героя Советского Союза. Только в том поединке с бронепоездом Михаил Артемьевич погиб смертью храбрых, а Дмитрий Евлампиевич остался жив. Но оба они были удостоены Золотых Звезд героев посмертно: сержант указом от от 22 августа 1944 года, а лейтенант – от 26 сентября того же года, так как Д.Е. Комаров 4 сентября 1944 года тоже погиб в бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев при освобождении Польши... В наградном листе танкиста рукой комбата написано: «Командир танка Т-34 гвардии лейтенант Комаров в боях за Социалистическую Родину в районе станции Черные Броды 25 июня 1944 года проявил исключительное мужество и геройство в единоборстве с бронепоездом противника… За самопожертвование во имя Родины в борьбе с немецкими захватчиками гвардии лейтенант Комаров Дмитрий Евлампиевич достоин присвоения звания Герой Советского ­Союза».
Равнение на героев
Гвардии лейтенант Комаров был навечно зачислен в списки Благовещенского танкового училища; на малой родине в Шахунье его имя носят улица и средняя школа, на территории которой установлен бюст Героя Советского Союза. В честь героя сложены стихи и песни, в одной из которых есть такие слова:
За Отчизну, за честь и свободу,
За родные леса и луга
Он у станции Черные Броды
Танк горящий повел на врага.
Память гвардии сержанта Бухтуева – первого Героя Советского Союза в истории Тувы – тоже увековечена в названиях улицы в родном поселке, школы в Кызыле, он навечно зачислен в списки личного состава 15-го гвардейского танкового Речицкого Краснознаменного ордена Суворова полка. О бессмертном подвиге советских танкистов и сегодня на маленьком полустанке свидетельствует застывшая на постаменте легендарная «тридцатьчетверка».
…Нельзя забывать, что после акта самопожертвования на станции Черные Броды преследование немцев советскими воинами по лесам и болотам продолжилось. 27 июня, развивая стремительное наступление, бригада перерезала шоссе Бобруйск – Минск, замкнув в кольцо войска вермахта в Бобруйске. Символично, что, не жалея жизни, Дмит­рий Комаров и Михаил Бухтуев громили фашистов на подступах к Бобруйску, а их товарищ по оружию капитан Наумов отличился в освобождении нашего города на Березине. На рассвете 27 июня 1944 года К.И. Наумов, командуя группой танков, ворвался в Еловики и освободил поселок от противника, уничтожив при этом склад с боеприпасами, один вражеский танк и семь гитлеровцев. Умело маневрируя, он вывел свои танки на высоту 170,2 и расчистил бригаде путь на Бобруйск. Ранним утром батальон К.И. Наумо­ва первым ворвался на его северо-западную окраину. Немцы, ведя ураганный огонь, сумели отсечь автоматчиков от танков, но Кондратий Иванович, покинув танк, поднял пехоту и повел ее в бой. Действуя совместно, автоматчики и танкисты двинулись к центру города, уничтожая живую силу и технику противника.
29 июня по приказу командира 1-го гвардейского Донского танкового корпуса бригада вышла из боя и совершила марш на Осиповичи, которые к тому времени были уже освобождены. Бригада развернула бои на речке Талька за крупный одноименный населенный пункт, который немцы удерживали крупными силами танков, артиллерии и пехоты. В упорных боях противник был сломлен. В боях за Тальку командир 2-го танкового батальона гвардии капитан Наумов тоже совершил геройский подвиг – будучи ранен и обгорев в танке, он продолжал командовать батальоном до выполнения боевой задачи. За этот подвиг ему тоже было присвоено звание Героя Советского Союза, а имя его носит улица в бобруйском микрорайоне Киселевичи.
Александр Казак. Иллюстрации из открытых источников интернета.