Бобруйский новостной портал BOBRlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Бобруйский портал — Бобруйск новости — бобр лайф — бобрлайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — бж — bobrlife

«Стекло» как итог супергеройской мистификации. Наш критик сходила в кино

653 0

Когда в околокиношной беседе появляется слово «супергерой», какой образ всплывает в мозгу обывателя? Правильно: молодой мужчина (реже – женщина) в трико и ярких трусах, который носится по условному мегаполису и, потрясая щитами/молотами/кулаками, наносит непоправимый урон антагонистам разной степени гнусности. DC и Marvel хорошо поработали над публикой в этом смысле. Все условности их вселенных прочно укоренились в сознании даже тех из нас, кто всем комиксам мира предпочтет томик стихов Бодлера. А что если на самом деле все не так просто, ярко и прозрачно, как обыватель привык видеть? А что если ему снова что-то недоговаривают?

Дэвид Данн (Брюс Уиллис) охотится на Орду, коалицию злобных личностей Кевина Крамба (Джеймс МакЭвой), объединившихся вокруг Зверя, двадцать четвертого персонажа в расщепленном сознании парня. Два суперчеловека сходятся в поединке и тут же оказываются в психиатрической лечебнице, где доктор Элли ­Стэпл (Сара Полсон) пытается довести до их воспаленного сознания, что они просто перечитали комиксов и поверили, что описанные в них ситуации возможны. Гуманный мозгоправ, в арсенале которой свето- и акватерапия для особо выдающихся пациентов, явно о чем-то умалчивает. В ситуацию вмешивается Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон), который, несмотря на сверхопеку, умудряется по ночам гулять по клинике и беседовать с безумцами, преследуя свои цели. Покинут ли ребята гостеприимные мягкие стены – вопрос времени, потому как охрана в лице полутора санитаров для троих буйных психов – это несерьезно.

Восемнадцать лет назад М. Найт Шьямалан снял «Неуязвимого» с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном. Сплав психологического триллера, драмы и детектива похож на историю о супергерое, как Эйфелева башня на фломастер.
Через шестнадцать лет появился «Сплит», длиннющая клаустрофобическая лента, в которой словосочетание «лики зла» получило более чем реальное воплощение усилиями Джеймса МакЭвоя. В обоих фильмах режиссер так или иначе подводил зрителя к мысли, что комиксы – это новые мифы, что супергерои и суперзлодеи ходят среди нас, пока однажды в них что-то не щелкнет. Но и тогда вы до последнего будете сомневаться в своих ощущениях. В конце концов, мифы же не с неба упали, что бы там кто ни говорил.

И тут появляется «Стекло», где персонажи порой несут полную ахинею, фирменные шьямалановские твисты нагло таращатся из каждого кадра, а происходящее напоминает откровенный стеб, многослойный и ироничный (особенно достается разным теориям заговора). Это фильм не о троих безумцах (или все-таки супергероях?) – это фильм о Шьямалане. О его пренебрежении текстом, о его игре с формой на грани безвкусицы, о его любви к затемнениям в кадре и некоторой растянутости повествования. Персонажи плетут друг против друга сложные многоходовки, отпускают ехидные реплики по поводу комиксовости сознания окружающих.

Но это не главное. Авторская супергеройская вселенная? Смешно! Нет здесь характерного конфликта между добром и злом. Шьямалан в трехчастной драме методично и утонченно выворачивает наизнанку все слабости и метания «супергероев», чтобы расправиться с ними в финале предельно просто и приземленно. Потому что реальный мир жестче. Жестче – так и передайте DC и Marvel. С приветом от Шьямалана, который нашел нужный осколок стекла.

Ирина Русинович