Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Союз изменников. Как боролись с большевизмом в оккупированном Бобруйске?

7 122 0

Союз изменников. Как боролись с большевизмом в оккупированном Бобруйске?

Весной 1944 года в стоящих на одной реке и оккупированных фашистами Борисове и Бобруйске было объявлено о создании двух «русских национальных» организаций – Союза борьбы против большевизма (СБПБ) и Союза русской молодежи (СРМ). Обе они были созданы с разрешения немецких властей, в них началась вербовка местного населения и прежде всего молодежи. Более заметным вскоре стал СБПБ, штаб-квартира которого находилась в нашем городе.

Соратники по предательству
Пропагандистская работа Союза включала издание газеты «Речь», агитационно-пропагандистских материалов, членских билетов. В издававшейся в Бобруйске «Речи» уже 8 марта 1944 года были опубликованы манифест Союза и его программа, в следующем номере газеты было помещено Положение о Союзе. В манифесте говорилось: «Главная цель Союза – борьба против всех проявлений иудо-большевизма».
В ряды организации могли вступить представители всех национальностей, кроме евреев и тех, кто сотрудничал с советскими спецслужбами. В положении о СБПБ говорилось, что бывшие члены ВКП(б), ВЛКСМ и других партий могут быть приняты в Союз только после шестимесячного испытательного срока. Граждане стран-союзниц Германии, офицеры немецкой армии (особенно награжденные Железным крестом I степени) могли быть приняты в Союз в качестве почетных членов. Все члены организации именовались «соратниками» и были обязаны принести присягу.
Знамя СБПБ представляло собой черно-оранжевое полотнище с Георгиевским крестом в центре. Знаком Союза являлся уменьшенного размера Георгиевский крест из белого металла (для почетных членов – серебряный с золотой окантовкой). Руководителям Союза были вручены нарукавные повязки, цвет окантовки которых указывал на должностной статус (районный, окружной, областной). Принятые в ряды Союза были обязаны единовременно заплатить взнос 15 рублей и выплачивать ежемесячные взносы по 10 рублей.
Продавшиеся коричневому дьяволу
В секретном докладе в ЦК КП(б) Белоруссии чекисты сообщали: поскольку в уставе СБПБ не упоминается о центральном органе, следует полагать, что деятельность этой организации на оккупированной территории БССР ограничивается пределами одной области. Далее делался вывод о том, что бобруйское областное руководство Союза во главе с М.А. Октаном выполняет функции ЦК Союза. Что же представлял собой новоявленный лидер бобруйской молодежи, оставшейся на оккупированной территории?
Михаил Октан (он же Натко, он же Ильинич, он же Илин) – бывший военно­служащий Красной Армии, обер-лейтенант роты пропаганды 9-й немецкой армии, кадровый сотрудник германской контрразведки СД, редактор газеты «Речь». Его воззвание об организации добровольных охранных дружин СБПБ было опубликовано в газете 1 апреля 1944 года. В нем говорилось: «…В осуществление своей временной программы Союз борьбы против большевизма объявляет об организации добровольных вооруженных охранных дружин. Рядом с РОА, как во­оруженной силой освобожденного народа, и ОД, как отрядами местной самообороны, становятся охранные дружины Союза борьбы против большевизма, как подвижные части, расположенные на своей родной земле, для активного подавления бандитизма, для охраны мирного творческого труда от всех посягательств сталинских агентов и для исполнения специальных заданий Союза борьбы против большевизма. Добровольные охранные дружины проводят последовательную борьбу для победы над большевизмом.
Для выполнения политических задач, для защиты народа и для обеспечения победы над большевизмом добровольные охранные дружины должны состоять из представителей народа, воодушевленных глубокой и пламенной ненавистью к большевизму, спаянных крепкой дисциплиной, твердым характером, беззаветной преданностью и безусловной готовностью к действию. Добровольные охранные дружины Союза являются народной гвардией. Союз борьбы против большевизма призывает мужчин в возрасте от 18 до 45 лет вступать в охранные дружины Союза».
За пафосными строчками последовал прием в дружины «активных борцов с иудо-большевизмом», которым выдавали форму СС. 21-24 апреля 1944 года на промышленных предприятиях Бобруйска прошла кампания записи в Союз, которой предшествовала усиленная агитация. По свидетельству архивных документов, запись прошла удачно. Так, только на машиностроительном заводе в Союз вступили 80 процентов работников, на мыловаренном заводе – 90, в городском банке – 100. Основная ставка делалась на тех, кто пострадал от советской власти.
Прямо на митинге весной 1944 года в ряды соратников СБПБ был принят весь личный состав целого так называемого восточного батальона под командованием майора А.И. Буглая. Руководителем Бобруйской районной организации был утвержден некто Никитин Иван Степанович, подчиненный непосредственно, минуя окружную инстанцию, областному руководителю М. Октану.

Знамя СБПБ представляло собой черно-оранжевое полотнище с Георгиевским крестом в центре. Знаком Союза являлся уменьшенного размера Георгиевский крест из белого металла (для почетных членов – серебряный с золотой окантовкой). Руководителям Союза были вручены нарукавные повязки, цвет окантовки которых указывал на должностной статус (районный, окружной, областной). Принятые в ряды Союза были обязаны единовременно заплатить взнос 15 рублей и выплачивать ежемесячные взносы по 10 рублей.

//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/10/okkupacija-1-1.jpg

В предсмертной агонии
В донесениях из партизанских соединений Минской области подчеркивалось, что, как правило, районными руководителями Союза назначались начальники районных управ, а их заместителями – руководители Союза белорусской молодежи или Самопомощи, местными и групповыми руководителями в городах – руководители предприятий и учреждений, в деревнях – старшины волостных управ.
В перспективе руководство СБПБ рассчитывало создать собственные боевые отряды в оборонных деревнях Белоруссии и постепенно милитаризовать организацию. Прообразом вооруженных сил стали дружинники Союза.
Для объединения в своих рядах молодежи был создан руководящий штаб Союза по работе с молодежью. Вся молодежь в возрасте от 10 до 18 лет была обязана вступить в молодежную организацию Союза. Местным организациям СБМ разрешалось вступать в СБПБ коллективно, что встретило противодействие со стороны руководства СБМ. 9 мая 1944 года было объявлено о создании Объединенного (русско-белорусского) союза молодежи, однако дальше составления деклараций работа не продвинулась. Отделения Союза находились на предприятиях Бобруйска, в Осиповичах, местечках Лапичи и Пуховичи.
Политическая школа СБПБ в Бобруйске готовила будущих руководителей Союза. Здесь 1 мая прошел семинар руководителей групп Союза. Регулярно организовывались сборы руководителей разных уровней. 5 мая 1944 года прошел сбор пропагандистов оборонных дружин Союза, на котором с программной речью выступил Октан. На сборе присутствовали представители оккупационной администрации, командование 9-й армии, окружной бургомистр майор Б.Г. Меньшагин.
Последняя конвульсия: югенд-поселок под Бобруйском
Крупной пропагандистской акцией Союза стало торжественное открытие юношеского поселка СБПБ под Бобруйском. Всего в этом «специализированном» населенном пункте проживали 700 детей в возрасте от 8 до 15 лет (420 мальчиков, остальные девочки). Поселок был построен силами немецкой армии. На торжественном открытии поселка присутствовали представители германского командования, М.А. Октан, окружной бургомистр Б.Г. Меньшагин, протоиерей Дмитрий Булгаков.
В хранящемся в Национальном архиве Республики Беларусь документе вот что говорится об устроенном в селе Скобровка Пуховичского района детском лагере: «…Начальником «юношеского поселения» был капитан (РОА) Град. В лагере были агроном, кладовщик (Курбанов), вожатые на 25-30 детей по одному и штат кухонных работников. В селе был только один немец, которому подчинялся начальник «детского села». Весь остальной штат был из русских (преимущественно из Бобруйска) членов «Союза борьбы против большевизма», возглавляемого неким Октаном. Члены «Союза» носили нагрудные знаки «крестик». Вожатые были молодые ребята…»
Составленный «гв. майором Гуренко и капитаном Костяном» и подписанный местными жителями акт сообщает о том, что по улице с обеих сторон были построены деревянные двойные стенки, засыпанные землей, с бойницами и патрулировала вооруженная охрана. Кормили ребят плохо, зато работой загружали основательно: они мели улицу, сажали капусту, пололи огород. Детей били, в наказание заставляли прыгать по селу по-лягушачьи. В лагере имели место случаи смерти детей от тифа, здоровых нередко увозили в неизвестном направлении.
И еще фрагмент из документа: «…Кроме огородных работ, детей заставляли (перед приходом Красной Армии) засыпать колодцы, бросать в них бочки из-под бензина, мусор. Так было засыпано 12 колодцев. Детей заставляли жечь солому, приготовленную жителями для крыш, жгли молодые фруктовые сады, а старые ломали, рубили, уничтожали огороды жителей, били стекла окон. Сожжена оставленная населением домашняя утварь: бочки, кадки, ведра и др.».
…Естественно, немецкие органы власти и спецслужбы докладывали в Берлин об успехе Союза и массовом желании населения встать в его ряды. Однако вскоре существование СБПБ было прервано начавшимся советским наступлением.