Осенне-летний сезон – пора массовых сельскохозяйственных и строительных работ, которые часто проходят вблизи или под воздушными линиями электропередач (ЛЭП). Как известно, территории охранных зон ЛЭП не изымаются из сельскохозяйственного оборота или иного использования. Не ограничивается и доступ граждан на эти территории. Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередач может привести к несчастным случаям.
Госэнергогазнадзор предупреждает:
- запрещается применение высокогабаритных строительных машин и механизмов в охранной зоне ЛЭП без согласования с владельцем электрических сетей и наряда-допуска;
- запрещается работа стогометателя и других высокогабаритных сельхозмашин под проводами воздушной линии; транспортировка стогов сена, соломы и других подобных грузов, остановка машин и механизмов в охранной зоне воздушной линии.
- запрещается находиться обслуживающему персоналу на автомашине, тракторе, комбайне вне кабины или защитного козырька; выполнять ремонтно-профилактические работы на машине, работать при приближении или во время грозы.
Госэнергогазнадзор информирует: В текущем году 19 августа в Барановичский сельский район электрических сетей (далее – РЭС) РУП «Брестэнерго» поступило сообщение о попадании под напряжение водителя автомобиля. Индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения. После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии 10 кВ (далее – ВЛ). Выйдя из кабины и увидев загоревшиеся передние колеса, при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.
Аналогичный случай произошел 1 сентября в Гомеле. В городской РЭС филиала «Гомельские электрические сети» поступила информация об обрыве провода ВЛ-10 кВ самосвалом при разгрузке песка и возгорании техники. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что автомобиль МАЗ 5551, принадлежащий строительному тресту №14 Гомеля, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ. При выгрузке песка (подъеме кузова) приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате произошел его обрыв и возгорание автомобиля. Персоналом Гомельского городского РЭС ВЛ была отключена и допущен персонал МЧС для тушения автомобиля.
Госэнергогазнадзор советует: При соприкосновении провода воздушной линии с машиной водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободиться от провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен немедленно сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате соприкосновения с воздушной линии машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно «гусиным шагом», не отрывая ног друг от друга, до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины.
При обнаружении повреждений воздушных линий и обрыве проводов нельзя приближаться на расстояние менее 8 метров к месту обрыва. О всех случаях повреждения ВЛ необходимо срочно сообщить дежурному персоналу района электрических сетей и принять меры по недопущению попадания людей в опасную зону.
Требуйте от должностных лиц правильной организации работ в охранных зонах линий электропередач.
Ваша безопасность зависит от Вас!
Государственный инспектор
по энергетическому и газовому надзору
Бобруйского межрайонного отделения
А.В. Кошелев