Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

По жизни с любовью к печатному слову

130 0

По жизни с любовью к печатному слову

Пролог

С героем этой статьи я познакомилась чуть больше 10 лет назад. Он произвел впечатление человека очень вдумчивого, с тонким чувством юмора, ответственного и даже дотошного во всем, что касается работы, с глубоким знанием русского и белорусского языков, с виртуозным их владением, с умением написать даже о небольшом совещании так, что возникало чувство сожаления о том, что самому не довелось там побывать. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что в городе на Березине об Александре Казаке не знают лишь те, кто вообще не слышал о газете «Бабруйскае жыццё».

Путь к мечте

В журналистику Александр Константинович попал отнюдь не случайно, и спонтанным его поиск себя в деле всей жизни не назовешь. А началось все с, видимо, врожденной особенности замечать все красивое и интересное вокруг, а затем увлечения возможностью запечатлевать увиденное и запомнившееся – то есть фотографии, которой 6-классник Саша Казак почти «заболел». Обогащался теоретическими знаниями и полезными советами из регулярно получаемого по почте журнала «Советское фото». А верный аппарат «Смена» всегда был под рукой, чтобы в подходящий момент сохранить удачное мгновение.

Но прогресс, как известно, не стоит на месте. Со временем появилась зеркальная фототехника, и юноша загорелся желанием стать ее владельцем. Поэтому после подработки на местном торфобрикетном заводе в дни школьных летних каникул будущие десятиклассники друзья Витька и Санька по-разному распорядились полученным доходом: первый, как и советовала его мама, приобрел костюм на выпускной, а второй почти все средства потратил на современный «Зенит», позволя­ющий получать более качественные фото.

Одно из них как-то увидел знакомый и воскликнул: «Да это же газетный снимок!» Он-то и посоветовал юноше послать какую-нибудь работу в районную газету. Школьник выбрал березку с колышущейся на ветру закрученной берестой. Фотографию опубликовали. Так началась почти журналистская работа: к любительским фотозарисовкам на свободные темы добавились снимки передовиков производства, которые Александр делал по заданиям редакции.

В тот же последний «год детства» в «Советском фото» вот-вот выпускник прочел объявление Московского народного (заочного) университета искусств о наборе на факультет фотоискусства слушателей на двухгодичные платные курсы. Не сказав никому ни слова, отправил необходимые документы и первые 12 рублей оплаты. И вскоре получил ответ о том, что принят, и первое практическое задание – показать на съемке объекта зернистость разных типов пленок. Выбрал объектом памятник юному Ильичу, который стоял перед входом в детский сад, где работала мама молодого человека. Надо сказать, Тамара Николаевна была поражена признанием сына о получении «высшего образования» (он сообщил о том, что проходит курс, лишь после окончания десятилетки), но вывод сделала мудрый: если не баловство и интерес остается, надо продолжать заниматься.

Однако выпускник школы рассудил по-взрослому:

старший брат в армии, средний – учится в медицинском институте, поэтому надо идти зарабатывать деньги. Помог родной дядя – устроил учеником токаря на столичный тракторный завод, где начинающего рабочего обес­печили местом в общежитии буквально в двух шагах от работы. А в свободное время токарь, затем протяжник 7-го цеха (и вскоре наставник приходящих на предприятие учениками), не забыв о любимом увлечении, бывал на занятиях известного фотомастера Дитлова в городском фотоклубе.

Следующим этапом стала срочная военная служба. В «учебке» было не до фотографии. Но когда служил в Кушке, начал печататься в многотиражке мотострелковой дивизии.

Еще во время «срочки» у молодого человека созрел стратегический план: не «брать штурмом» престижный журфак, попробовать поступить на филфак (тем более что журналисту просто необходимо знание языка), а уже на курсе 3-4-м заняться овладением заветной журналистской профессией. Начал готовиться (кстати, в немецком языке замкомвзвода «поднатаскал» подчиненный немец-казах, с которым старался общаться лишь на иностранном). После «дембеля» возмужавший и еще более целеустремившийся Александр Казак вновь никому ничего не сказал и поехал в столицу БССР покорять филологический факультет БГУ. Результатами вступительных экзаменов стали три пятерки и одна четверка. Казалось бы, почти блестящая сдача. Но и тут преграда на пути к мечте: балла этого не хватило – в тот год поступали одни девочки-медалистки…

Через год решил: журфак – и все! Как раз тогда по­явилось новшество – творческий конкурс. По слухам, которыми, как известно, земля полнится, он и был самым главным: понравиться комиссии, продемонстрировав себя в беседе и представив имеющиеся печатные «пробы пера». Тут уж Александр Константинович не сплоховал, да и армейское прошлое сыграло роль. Словом, здравствуй, студенческая жизнь!

Бобруйск

С первого же курса началось сотрудничество с разными изданиями, в том числе со «Знаменем юности». Работал Казак вместе с однокурсником Басовым, который предпочитал письму фотографию. Молодые люди исколесили всю Беларусь, хитростью даже побывали в командировке в Москве, работали в жанре фоторепортажей. Запомнился Александру Константиновичу сюжет с Нарочи о белорусских рыбаках. И не только самим процессом извлечения из воды «молчащих», в том числе угря, но и наличием в местном магазинчике всей выловленной и («как это мило с ее стороны» – не удержалась-таки от цитаты из известного фильма) подкопченной продукции по совершенно, как сказали бы сейчас, смешным ценам. Как и поездка в столицу великого Союза для встречи с однополчанами декана факультета, которых в Москве найти не удалось, зато получилось встретить в поезде на обратном пути домой (вот это удача, бывает же такое!). А еще совмещение всех должностей в одном лице в сезонной газете «Знамя юности» на студенческих стройках», где третьекурсник Казак был и главным редактором, и журналистом, и фотографом. Что, кстати, не осталось незамеченным: «Председатель штаба студенческих отрядов Екель увидел, как я один «соорудил» целую газету, и предложил перевестись на заочное отделение и пойти в Центральный комитет ЛКСМБ инструктором». И тут вновь произошла случайность (а мы знаем, что случайности не случайны), которая привела студента журфака в наш город на Березине.

Получилось, приятели-коллеги-однокурсники провели лето порознь, а в конце него встретились. Басов предложил товарищу съездить в командировку в Бобруйск. Выяснилось, что оба в городе, «под которым Минск» (многие помнят это анекдотичное определение еврейской столицы Белоруссии), ни разу не были. Решили, что интересно, и… устремились! Прибыли в горком комсомола, по дороге убедившись в «особом» бобруйском колорите, побывали на главных производствах и вспомнили, что в «Камунісце» проходит преддип­ломную практику комсомольский лидер факультета. Сделали Севе сюрприз, после чего сразу же получили приглашение в гости. Стоит заметить, что к тому времени Александр Константинович был женат и мечтал о собственном жилье. В приватной обстановке товарищ по учебе обмолвился: «Сходи к Волотковичу, кажется, есть квартира». Пошел, выяснил, решился на переезд и заочное обучение. Глава факультета Булацкий прочел Казаку целую лекцию, но когда узнал, «к кому» собрался на работу его студент, подписал все бумаги. Так в 1977-м Бобруйск получил еще одного жителя, прекрасного журналиста и интересного человека.

Главред

На бобруйской земле Александр Константинович не только совершенствовал профессиональные навыки, искал новые формы подачи материала, но и смог реализовать организаторские способности – с 2002-го по 2014-й возглавлял главную городскую газету «Баб­руйскае жыццё». Признается: «Трава не была зеленее, а небо – голубее. Но люди были ответственнее, «бессребренее». Раньше как делали: пришел, с воодушевлением взялся за работу, лишь через пару месяцев вспомнил, что платят зарплату, и спросил, сколько буду получать. Сейчас же отношения какие-то рыночные: ничего не показав и не написав ни строчки, первым делом интересуются оплатой. Что касается руководства газетой, времени для внутриредакционной, творческой работы не так много. Хватает организационных, хозяйственных, финансовых вопросов, которые необходимо оперативно решать. Но и в сложных условиях меняющихся реалий всегда выручала дружная работа коллектива. Каждый журналист, технический работник добросовестно выполнял свои обязанности, не считаясь со временем и не считая подвигом работу в выходные или праздничные дни». Непросто давалось и «освоение» продуктов научно-технического прогресса, которые внесли революционные изменения в работу журналистов: от блокнота с ручкой и печатной машинки до компьютера, от цинкографии, переносящей изображение на металл, до цифровой фотографии… И все же наше издание первым в области увеличило объем до 32 полос и перешло на полноцветную печать.

Молодым

«Чтобы стать журналистом в полном смысле этого слова, надо читать, читать и читать, а потом писать, писать и писать. И главное правило: журналист должен знать немного обо всем и все о немногом».

70

«Если жизнь разделить на периоды, должно быть время накопления, использования накопленного, потерь и угасания. Так и живу. Пока нахожусь во втором периоде. Да, от возраста, увы, не уйдешь. Вопрос, правда, в разнице между паспортными данными и собственным ощущением лет. Конечно, суета, многие спорные столкновения отходят на второй план, больше задумываешься о смысле бытия… Но если в 70 мыслишь, чувствуешь и понимаешь, как хотя бы в 50, ты живой и дееспособный. А если как 7-летний ребенок – ты по-­настоящему старик. И хочется притормозить, немного приостановить бег времени, не так, как думал в детстве: скорее бы урок закончился, скорее бы каникулы, скорее бы окончить школу…»

Сделанное и проекты

Александр Константинович всегда любил историю, много времени уделял ее изучению, углублялся в летопись родного края. Поэтому никого не удивляет, что он является автором нескольких книг, посвященных Бобруйску и его жителям. Преподнес мэтр Казак не только себе к юбилею, но и поклонникам его писательского таланта подарок – выпустил книгу воспоминаний «Все как вчера». Еще хотел бы на фактах показать свое видение бобруйской истории («хочу ее немного оевреить»), даже придумал рабочее название для будущей книги – «Менора радости и горя». Что ж, будем с нетерпением ждать новых интересных литературных жемчужин.

Эпилог

Весь коллектив «БЖ», разросшегося до информационного агентства «Бобруйск Медиа», поздравляет Александра Константиновича с 70-м днем рождения! Крепкого здоровья, радости и благополучия, вдохновения и новых творческих находок!

Ольга Хотько.

Фото Александра Анташкевича.