Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Объяснить «на пальчиках». Как дактилоскопическая экспертиза помогает вычислять преступников

608 0

Объяснить «на пальчиках». Как дактилоскопическая экспертиза помогает вычислять преступников

Отпечатки пальцев, пожалуй, самые распространенные улики, которые преступники оставляют на месте преступления. А дактилоскопия – метод, который позволяет идентифицировать человека по отпечаткам пальцев, один из старейших видов экспертиз. Еще в 1877 году англичанин Уильям Гершель выдвинул теорию о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека. А уже в 1902 году в Великобритании впервые на практике применили дактилоскопию для опознания преступника.

Время бежит вперед, развиваются технологии, что-то совершенствуется, а что-то уходит в небытие, но дактилоскопическая экспертиза по-прежнему остается незаменимым помощником в раскрытии преступлений. И несмотря на различные современные технологии, самым надежным прибором для исследований остается увеличительное стекло, с помощью которого острый глаз специалиста определяет идентичность следов с отпечатками.

Уже 18 лет помогает вычислять преступников «по пальчикам» старший эксперт Бобруйского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз РБ Павел Куликов. Он и рассказал о тонкостях своей профессии. Как оказалось, она несколько отличается от того, как ее преподносят с экранов телевизоров…

– Я думаю, что ни для кого не секрет, что папиллярный узор на ладонях каждого человека уникален, – рассказывает Павел Борисович. – Нет двух людей с одинаковыми отпечатками. К тому же, на протяжении всей жизни человека они остаются неизменными. Различают три вида узоров – петли, дуги и завитки.

Начинается работа эксперта с выезда в составе следственно-оперативной группы на место преступления. Профессионал обрабатывает специальными материалами поверхности, обнаруживает и изымает следы рук...

–  Следы могут быть обнаружены абсолютно на любых предметах и поверхностях, – продолжает беседу Павел Борисович, – но это вовсе не значит, что мы, придя, например, в квартиру к потерпевшему, начинаем, как маляры, наносить химические материалы на все подряд. Для начала необходимо ознакомиться с материалами дела, опросить людей, узнать, какие предметы находятся не на своих местах, нужно также проанализировать, каким образом преступник смог проникнуть в квартиру или иное помещение, смотрим, есть ли следы взлома. И только после скрупулезной аналитической работы обрабатываем наиболее вероятные места прикосновения преступника.

Изымают отпечатки при помощи магнитного порошка и специальной кисточки. Главные инструменты эксперта – увеличительное стекло и зоркие глаза. На вооружении у специалистов также автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система АДИС «Дакто 2000», предназначенная для ведения дактилоскопических учетов и осуществления проверок следов рук, изъятых с мест преступлений. Эти следы сопоставляются с дактокартами лиц, состоящих на учете в экспертно-криминалистических подразделениях.

Бывали случаи в практике эксперта, что приходилось исследовать отпечатки рук, пораженных язвами, когда различить рисунок было крайне сложно, но возможно. Исследуют и отпечатки пальцев трупов, когда необходимо определить личность погибшего.

– Бывает, человек умирает на улице, а документов при себе нет, – говорит Павел Борисович. – И здесь помогает дактилоскопическая экспертиза. А мое мнение, что в будущем основным назначением дактилоскопии станет именно идентификация человека, ведь это как паспортные данные, только записанные на пальцах…

Иногда в фильмах можно увидеть сцены, как преступники пытаются избавиться от отпечатков, вытравливают пальцы кислотой или выжигают огнем… Восстановится ли со временем после таких варварских процедур узор?

– За все время работы я с таким не сталкивался, – отвечает Павел Борисович. – Да и по правде, я не представляю человека, который пойдет на такое. К тому же, есть и другие виды экспертиз, которые выявят преступника по другим признакам, по его геному, например. Сейчас генотипоскопия набирает популярность.

И без «киношных» примеров хватает в трудовых буднях эксперта интересных случаев…

– Недавно в Бобруйском районе была серия краж, – вспоминает эксперт. – Воровали цветной металл. Причем преступник проникал в жилища граждан и выламывал, например, несколько трубок от холодильника. Казалось бы, сумма, которую вор выручит за этот металл, небольшая, но дорогостоящий холодильник безнадежно испорчен. Установили преступника по следам пальцев. А он был в недоумении, удивлялся, как мы его смогли вычислить, спрашивал, кто его «сдал». Вот такой случай.

Чаще всего с экспертами работают сотрудники уголовного розыска, Следственного комитета и других силовых структур. Но бывает, что и обычные граждане обращаются за помощью. Для этого необходимо обратиться к экспертам с письменным заявлением. Для чего может понадобиться дактилоскопическая экспертиза не в рамках уголовного дела?

– Был, например, такой случай, что на экспертизу женщина принесла свой кошелек, – вспоминает эксперт. – Кто-то из домочадцев, мягко говоря, подворовывал у нее деньги. Обращаться к правоохранителям она не захотела: все же это близкие люди, и очень не хотелось портить им репутацию таким правонарушением. Провели экспертизу, вора установили…

Работа эксперта-дактилоскописта кропотливая и сложная, но вместе с тем и крайне интересная…

– Я бы сказал, что это профессия творческая, – подводит итог беседы Павел Борисович. – К каждому случаю нужен особый подход, каждый раз разный, в зависимости от ситуации. Нравится работа и тем, что постоянно необходимо самосовершенствоваться, узнавать что-то новое. Немаловажен и коллектив, а он у нас дружный.