Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Неофициальная 2-я Бобруйская. Сражалось с фашистами на нашей земле и такое партизанское соединение

19 0

Неофициальная 2-я Бобруйская. Сражалось с фашистами на нашей земле и такое партизанское соединение

Как знаменитую 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду называли «бригадой Ливенцева», так 37-ю бригаду имени А.Я. Пархоменко называли неофициально 2-й Бобруйской и «бригадой Львова».

Создана была 37-я в январе 1943 года приказом по соединению партизанских отрядов Минской и Полесской областей на базе подразделений под командованием Н.Б. Храпко, У.Н. Шваякова, П.Е. Игуменова, В.К. Яковенко и М.П. Сезика. Позже отряды получили соответственно имена С.М. Кирова, Н.А. Щорса, «За Советскую Родину», К.Е. Ворошилова и В.И. Чапаева. Зоной их деятельности и ответственности, наряду с другими территориями, были Бобруйский район и наш город на Березине. Вспомним же эпизоды мужественной борьбы народных мстителей из 2-й «неофициальной».

Командиры впереди

Павел Михайлович Коновалов, бывший командир танкового батальона, в июле 1941-го, после выхода из окружения, организовал партизанскую группу, которая вскоре превратилась в отряд. Его заметили, и с января 1943 года Коновалов возглавил партизанскую бригаду имени Пархоменко, которая была одной из самых боевых бригад Минского соединения и неофициально считалась 2-й Бобруйской партизанской бригадой. Но как раз самая боевая часть деятельности ее пришлась на время командования бригадой А.В. Львовым.

Алексей Васильевич Львов – еще вчера, фигурально выражаясь, комиссар сначала отряда имени Громова, потом бригады имени Чкалова, а сегодня, с июня 1943-го, – комиссар уже 37-й партизанской бригады имени Пархоменко, той самой 2-й Бобруйской неофициальной. Собственно, к этому вела и привела вся его предыдущая военная биография. Парнем двадцати лет отроду был призван в РККА, отучился в полковой школе при части, которая участвовала в освобождении Западной Беларуси. Затем финская война, где он уже заместитель политрука роты. Скоротечная учеба в ­военно-политическом училище, Великая Отечественная. Окружение и выход из него осенью 1941-го.

Правда, за скупыми словами официального документа кроется гораздо более емкое содержание жизни будущего комбрига. Родившийся в крестьянской семье на Архангельщине Алексей после окончания шести классов успел поработать слесарем и на льнозаводе, и в артели «Металлист». А в первые дни войны его угораздило заболеть, да так, что его направили в госпиталь, находившийся в белорусской столице. Но доехать на излечение не получилось – Минск уже был занят немцами.

Кое-как оклемался и решил, что нельзя давать покоя захватчикам и в их тылу. Стал одним из организаторов партизанских формирований в Минской области, сам был политическим руководителем в двух из них. И даже успел заслужить не только две медали и орден Красной Звезды, но и именной автомат ППШ – за участие в разгроме немецкого гарнизона в Любани и многих полицейских гарнизонов в партизанской зоне, в подрыве железнодорожных  мостов через Орессу и Птичь, за мужество и отвагу в отражении атак карателей. На личном счету Алексея Львова к осени 1943 года были уничтоженные вражеский эшелон и две автомашины, несколько десятков гитлеровцев и их приспешников.

Особенно раскрылся А.В. Львов как комбриг на территории Бобруйщины, где действовала «2-я неофициальная». Неслучайно секретарь Бобруйского РК КП(б)Б. Лемешонок так характеризовал Алексея Васильевича осенью 1943-го: «…Наряду с обладанием лучшими качествами боевого командира т. Львов является хорошим организатором и активным участником массовой и политико-воспитательной работы как в своих партизанских подразделениях, так и среди населения. Тов. Львов проявил себя смелым и решительным борцом, организатором борьбы с врагом за освобождение нашей Родины».

Сила – в объединении сил

Под стать командованию 37-й бригады были и руководители отрядов, ее составлявших.

И в первую очередь командир партизанского отряда имени С.М. Кирова Николай Борисович Храпко. С самого начала 1942 года, вплоть до назначения комиссаром 37-й бригады, он более полутора лет руководил деятельностью партизанского подразделения, а став во главе политического руководства соединения, ничуть не умерил своей боевой энергии. Отряд при Н.Б. Храпко увеличил свои ряды более чем на 450 человек, создал ядро для создания второго отряда; народные мстители пустили под откос 19 вражеских эшелонов, разрушили на грунтовых и шоссейных дорогах 12 мостов, уничтожили 23 автомашины противника, истребили более 3,5 тысячи гитлеровцев и полицаев. В качестве комиссара бригады Н.Б. Храпко участвовал в 36 крупных боях с оккупантами, в разгроме немецких и полицейских гарнизонов в Оземле, Устерхах, Незнанье, Зубаревичах и других – общим счетом девяти только в Бобруйском районе.

Не менее отважным партизанским командиром был Устин Никитович Шваяков, организовавший в начале 1942-го партизанский отряд, уничтоживший 6 воинских эшелонов противника и более 600 немецких захватчиков и изменников Родины. Факт того, что У.Н. Шваяков был одним из самых старослужащих в партизанском движении, подтверждается не только стажем его командирской деятельности в одном отряде, но и довольно курьезным случаем: когда его жену очень оперативно отправили в советский тыл, а удостоверя­ющих супружеский статус документов она просто не успела захватить, и пришлось его доказывать запросом свидетельских справок у коллег мужа по отряду – чтобы преодолеть сложившееся тяжелое материальное положение.

После мирной работы председателем потребительского общества в Броже и заточения в немецком концлагере в Бобруйске, наконец, на исходе сентября 1941 года Василий Щербич сумел бежать и влился в партизанскую группу Балахонова. А уже в феврале следующего его назначили политруком взвода в отряде имени Кирова, которым командовал Н.Б. Храпко. Там же, пройдя ступеньку командира взвода, он в июне 1943-го возглавил партизанский отряд имени Фурманова во «2-й неофициальной», 37-й бригаде. Печально, но в конце марта 1944 года, когда уже были слышны раскаты наступавшей Красной Армии, Василий Антонович умер – после освобождения Бобруйщины извещение об этом получила его вдова Александра Малафеевна, жившая в Слободке Брожского сельсовета.

Партизанская семья Адамовичей

В грозную годину на борьбу с ненавистным врагом наши земляки вставали целыми семьями. Одной из таких была и жившая в поселке Глуша на Бобруйщине семья Адамовичей. Самый известный ее представитель – младший сын Алесь Михайлович – в своих романах «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», повестях «Каратели», «Я из огненной деревни» и других с биографической, документальной точностью описал будни борьбы белорусских партизан с гитлеровцами. Прозаик сам сражался с ­немецко-фашистскими захватчиками в рядах отряда имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко – все той же «не­официальной 2-й Бобруйской».

Начав с подпольной работы в поселковой аптеке, мать писателя Анна Мит­рофановна в начале марта 1943 года, чтобы избежать ареста, ушла с двумя сыновьями и родителями мужа в отряд. Став партизанским фельдшером, выхаживала раненых и больных, принимала участие в боевых операциях. Парни Евгений и Александр тоже ходили на задания, пока с одного из них не вернулись. Судьба старшего одно время была неизвестна, а младший оказался в Восточно-­Казахстанской области советского тыла. Глава семейства Адамовичей, работавший до войны врачом в Глуше и зачисленный в кадры авиабазы в Бобруйске, к тому времени был уже на фронте. Характеризуя Анну Митрофановну, командир 37-й бригады А.В. Львов писал: «За время пребывания в партизанском отряде
т. Адамович с исключительным вниманием и материнской заботой относилась к уходу за больными и ранеными партизанами. Участвовала в 9 боевых операциях. Идеологически выдержанная, морально устойчива. Пользуется авторитетом у всего личного состава отряда и мирного населения».

Такими же патриотами выросли и братья Адамовичи. Еще до ухода в лес старший Евгений снабжал народных мстителей сведениями о намерениях фашистов в подготовке к операциям в партизанской зоне, оказал содействие лесным бойцам в ликвидации полицейского гарнизона и захвате двух офицеров вермахта в рабочем поселке. В отряде имени Кирова 19-летний юноша стал первым номером в расчете станкового пулемета, участвовал в установке мин на железной дороге, в результате чего два вражеских эшелона потерпели крушение. Лично Евгений Михайлович уничтожил до десятка гитлеровцев и три километра телефонно-телеграфной линии связи. Но и сам в бою у деревни Круглониво был ранен. Во всем помогал брату, старался быть похожим на него и 15-летний Александр. Это он в бою с немцами 19 декабря 1943 года вынес в безопасное место раненого своего командира взвода, после чего Алексей Васильевич Львов написал в представлении: «Тов. Адамович А.М. достоин награждения медалью «Партизану Отечественной войны» II степени».

Александр Казак. Иллюстрации из открытых источников интернета