Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Не то что нынешнее племя… О благотворителях и жертвователях, а не только известных меценатах прошлого

Bobrlife.by 4 643 0

Не то что нынешнее племя… О благотворителях и жертвователях, а не только известных меценатах прошлого

Следует отметить, что в нашем XXI веке стандарты и практика милосердия, благотворительности заметно уступают действовавшим в конце позапрошлого и начале минувшего веков. Как же поддерживали обиженных судьбой и немощных прежде?

Призреть, значит дать приют и пропитание

Сами за себя в Российской империи говорили названия благотворительных заведений: Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами и Городское присутствие по разбору и призрению нищих, Дамский благотворительный тюремный комитет и Детолюбивое общество, Императорский московский воспитательный дом и Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, Евангелическое общество юношей и Благотворительное общество вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания в Москве, Комитет «Христианская помощь» российского общества Красного Креста и Воинское благотворительное общество Белого Креста, Общество попечения о бедных военного ведомства и Окружное благотворительное общество судебного ведомства, Общество попечения о бедных и бесприютных детях Москвы и ее окрестностей и Московское попечительство для обучения ремеслам бедных детей, Общество попечения о неизлечимо больных и Общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, Московский кружок попечения о трудящихся женщинах и Общество поощрения трудолюбия... Весьма распространены были в Российской империи кассы и общества взаимопомощи. Они заботились о «вспомоществовании» и «приискании места», «призрении» и «попечении» для «детей народных учителей и учительниц», «коммерческих служащих», «лиц педагогического звания», «отставных пенсионеров», «престарелых и лишенных способности к труду артистов и их семейств», «ремесленников», «купеческих приказчиков», «оркестровых музыкантов» и «официантов и другой гостиничной и трактирной прислуги». Действовали уникальные и непривычные в нынешней жизни формирования: «Общество попечения о нравственно (!) покинутых детях» и «Комитет для принятия и хранения приношений на создание в Москве храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости», «Общество для устройства и заведования убежищем для лиц женского медицинского звания Российской империи» и «Комитет для благоустройства кладбища иноверческого исповедания», «Музей содействия труду (императорского русского технического общества) и «Московский муравейник» (для оказания временной помощи беднейшим жителям)...

Белорусы – добрые сердца

Вряд ли кто-то не слышал об известных рынке и санатории под Минском, носящих название Ждановичи. Между тем, в 1895 году молодой врач Иван Устинович Зданович основал поселок, изменив в его названии одну букву, – Ждановичи, организовал училище для слепых детей и Минский бесплатный родильный приют на 10 коек, который за свои деньги оснастил всем необходимым оборудованием, а затем передал все городу. А на средства помещицы Марии Дорн, например, в селе Выдренка Чериковского уезда открылась бесплатная лечебница с амбулаторным приемом, перешедшая в ведение попечительства императрицы Марии Александровны – патронессы местного общества Красного Креста; Выдренская глазная лечебница стала первой подобной в Беларуси. С уверенностью можно сказать, что до революции важнейшей составляющей системы здравоохранения была благотворительная медицинская помощь. Виднейшими ее представителями были Ядвига Иеронимовна Любанская, Стефания Густавовна Ванькович, княгиня Магдалина Радзивилл.

Нельзя оставить без внимания такое направление благотворительности, как вспомоществование учащимся. Соответствующие общества работали как при Бобруйской мужской, так и при Алексеевской женской гимназиях. Первое возглавляли статские советники Иван Иванович Чарнецкий и Михаил Николаевич Шишков, коллежский ассесор Павел Флорович Кунцевич и Матвей Игнатьевич Калиновский. Второе действовало под руководством Мирона Бараша и Натана Лившица.

//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2019/01/v_bashkirii_blagotvoritelnost_v_novyy_god_naimenee_populyarna_image_5c2df8ce1f5d53.48369088.jpg

Бобруйский вариант

был схож с всероссийским…

Архивы сохранили документы и о наших земляках: «О пожертвовании средств и дома почетным смотрителем училищ Бобруйского уезда И.Г. Булгаком в пользу приходского училища Бобруйска 1-8 мая 1835 г.», «О пожертвовании помещиком Бобруйского уезда И. Ждановичем средств 7 октября 1848 г.», «О пожертвованиях бобруйского первой гильдии купца Ф. Фридланда в пользу нижних чинов 3-й Гренадерской дивизии в 1853 г.»... О бобруйских благотворителях писали в газетах и журналах. Скажем, «Журнал Министерства народного просвещения» в 1835 году сообщал, что предводитель дворянства, почетный смотритель училищ Бобруйского уезда Иосиф Булгак «пожертвовал для приходского в Бобруйске училища дом ценою в 4500 рублей и внес на отделку оного 1000 рублей». То же издание в 1851 году информировало об объявлении признательности Министерства народного просвещения помещицам Булгак и Быковской, содержателю аптеки в Бобруйске Биневичу – «за усердие их в пользу учебных заведений». Одна из газет в 1854 году напечатала заметку о пожертвовании служащими и учащимися бобруйских уездного дворянского и еврейского перворазрядного училищ 65 рублей 56 копеек серебром в пользу раненых воинов Дунайской армии… Эта же тенденция наблюдалась и в ХХ веке. В 1917 году местный комитет Российского общества Красного Креста возглавлял полковник Степан Дмитриевич Волков, а такой же, но под названием 2-й Бобруйский – Михаил Павлович Воронцов-Вельяминов. Зачастую благотворительность становилась семейным делом. Вот и супруга последнего – Евгения Самуиловна – приняла на себя заботы по руководству Бобруйским благотворительным обществом, где ей помогал родственник – действительный статский советник Евгений Ипполитович Клименко. При обществе действовал приют, в котором тепло души и сердца отдавали людям Ольга Алексеевна Медведкова и Александра Федоровна Федоринская. Е.С. Воронцова-Вельяминова была товарищем-заместителем председателя нашего Романовского комитета, который возглавлял предводитель дворянства, а казначеем в нем был ее свекор Павел Аркадьевич Воронцов-Вельяминов.


Активистами этих структур являлись статский советник Василий Дмитриевич Воинов и подполковник Павел Иванович Калинин, полковники Иосиф Александрович Климашевский и Лев Викторович Грен, поручики Владимир Михайлович Бокитько и Федор Иванович Орлов, коллежские секретари Дмитрий Иванович Бураков и Иван Васильевич Ковалевский, титулярный советник Михаил Иванович Любавский, братья Гирш и Евель Лозинские, горожане Иван Игнатьевич Анисимов, Иван Семенович Крылов, Альвина Альбертовна Карепова... Так же подвижнически работали бобруйчане в римско-католическом благотворительном обществе во главе с Вацлавом Пацевичем. Соратниками его были Станислав Степанович Келчевский, Иосиф Витальевич Ковалевский, Петр Иванович Антоневич… Во время же неурядиц Первой мировой в нашем городе работали Общество по оказанию помощи проезжим больным и раненым воинам и Отдел повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, организовала которые Мария Николаевна Короткевич, а коллегами ее в благородном деле были Василий Минович Хвощинский, Яков Вольфсон, Федор Иванович Орлов и Степан Дмитриевич Волков.
Нельзя оставить без внимания такое направление благотворительности, как вспомоществование учащимся. Соответствующие общества работали как при Бобруйской мужской, так и при Алексеевской женской гимназиях. Первое возглавляли статские советники Иван Иванович Чарнецкий и Михаил Николаевич Шишков, коллежский ассесор Павел Флорович Кунцевич и Матвей Игнатьевич Калиновский. Второе действовало под руководством Мирона Бараша и Натана Лившица. Доступной для юных бобруйчанок была и бесплатная женская школа, где организовывали учебно-воспитательный процесс и преподавали Зинаида Ивановна Посяда, Мария Николаевна Важиевская, Лидия Феофиловна Плавская и Александра Андреевна Андреева.

…и отличался своим колоритом

Широко была развита в Бобруйске и еврейская благотворительность. «Бикур-Холим» (братство помощи больным евреям) считалось крупнейшей благотворительной организацией города в середине XIX столетия. Братство в 1863 году построило больницу, имевшую женское и мужское отделения, где лекарства отпускались больным по пониженным ценам, иногда даже бесплатно.
В 1875 году купчиха Лозинская основала общество по сбору одежды для бедных, а в 1883 году в память о своей матери Рабинович открыл дом для бедных на 26 человек. В следующем году по инициативе Б. Голанда стало действовать общество взаимопомощи, на которое основатель пожертвовал 1000 рублей. Ссуды в нем давались под залог или поручительство богатых горожан, кредит погашался еженедельно на протяжении полугода, а процент был необременительным. В 1882 году военное начальство разрешило открыть солдатскую столовую, где зимой кошерное питание получали около 150 человек, а летом – вдвое больше. В 1887-м на средства еврейской общины была открыта больница, которой руководил Исидор Фейертаг. Летом 1893 году по инициативе Шнеерсона, Гинцбурга и Клеермана начала функционировать дешевая столовая…
Не уступали в милосердии и внимании к обездоленным и в начавшемся ХХ столетии. Лейба Мазе, Зусман Розовский и Гирш Каганович, например, организовали Общество взаимного вспоможения приказчикам города, а Меер Кацнельсон, Шмерка Гершонок и Михель Зельдин – пособия бедным евреям. Их земляки Гирша Гальберштадт, Шлиома Эткин и Виталий Винокур оказывали помощь по «призрению бедных больных евреев на дому», а Мордух Дробкин, Меер Кацнельсон и Мордух Рабензон – по «содержанию богадельни для евреев в Бобруйске». Под руководством Мовши Лозинского, Самуила Зельдина, Лейзера Шура и Мордуха Плоткина в нашем городе существовали даже Общество похоронных процессий и пособия осиротевшим семьям умерших бедных евреев.