Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Нам дороги те позабыть нельзя. Какие шляхи и тракты издревле связывали Бобруйск с остальным миром

8 902 0

Нам дороги те позабыть нельзя. Какие шляхи и тракты издревле связывали Бобруйск с остальным миром

За всю историю, если не заглядывать в далекое прошлое вечевого периода, в сказания о княжествах Полоцком и Туровском, Беларусь всегда жила в единении с другими государствами – Литвой, Польшей, Россией. Ее исторические дороги имеют в своих названиях даже упоминания об иноземных правителях – Ольгерде, Витовте, Екатерине. Правда, ни одно шоссе в те времена не начиналось и не оканчивалось в Белоруссии – она всегда была большим перекрестком путей с юга на север и с востока на запад. Заметным пунктом на них был и наш Бобруйск на Березине.

Царское внимание к путям сообщения
Его величество государь император Александр I в 1817 году обратил внимание на дороги и к собственноручно начертанным ранее правилам изволил присоединить еще дополнительные. Среди них были довольно профессиональные рекомендации. Например, такая: «Бугры, небольшое возвышение имеющие и пригорками называемые, срывать, а ямы между ними, лощинками именуемые, засыпать, выравнивая таким образом дорогу во всю ее широту». Или такая: «На всех дорогах иметь верстовые столбы… На всех сих столбах означать число верст только с одной станции до другой и то одними только крупными цифрами, а расстояния до городов и других надписей, одну лишь пестроту составляющих, не делать». На основе этих высочайших указаний ровно 200 лет назад был утвержден порядок «рытья канав по сторонам дорог в деревнях и селах» и установки верстовых столбов. Сменился самодержец российский, и Николай I продолжил важнейшее для любого государства дело устройства дорог, связывающих, в первую очередь, столицу с максимально большим количеством городов и весей. В 1830 году началось строительство тракта от Санкт-Петербурга до Динабурга, пролегавшего и через Московскую губернию. Через три года по высочайшему повелению должны были начаться дорожные работы и в других губерниях, в том числе по устройству шоссе от Острова в Псковской до Бобруйска в Минской и от нашего города до Киева. Но потом произошли некоторые изменения в планах. Распоряжениями правительства в Белоруссии были построены шоссейные дороги: из Динабурга через Режицу в столицу империи; из Витебска на Смоленск; из Могилева через Оршу, Витебск, Городок, Невель в Петербург и из нашего города на Днепре в Быхов и Рогачев; Московско-Варшавское шоссе пролегло через Рославль, Кричев, Чериков, Пропойск, Рогачев и дошло до нашего города на Березине; второй важной дорогой стало шоссе Могилев-Бобруйск. Кроме того, через наш город пролегали старые почтово-торговые тракты из Минска к Чернигову и из Несвижа до Рогачева, имевшие в пределах Минской губернии соответственно по 13 и 9 шоссейных станций на расстоянии 16-28 верст одна от другой. На обеих дорогах Бобруйск лидировал по числу работавших ямщиков и содержавшихся лошадей, имея соответственно на станции 9 человек и 18 коней, тогда как на остальных эта пропорция была 6 и 12 – на минско-черниговском и 4 и 8 – на несвижско-рогачевском трактах. Ближайшие от нашего города шоссейные станции находились в Голынке и Глебовой Рудне, в Вильче и Михалево.
Как создавалась сеть?
Первая шоссированная дорога была построена, разумеется, из Петербурга в Москву. Однако уже следующей на очереди стала Беларусь, что подчеркивает ее роль с геополитической точки зрения. К плановому строительству Варшавского шоссе приступили в начале XIX века. За ходом его сооружения следили губернаторы. Чтобы ускорить темп строительства, были организованы промежуточные участки. Участок от Варшавы до Бреста был пущен в 1823 году, а встречный, от Москвы, вступил в строй в 1849 году. Строительная задача была далеко не простой и достаточно объемистой. Протяженность дороги Москва – Брест-Литовск составила 999 верст (1066 километров) – самую большую в тогдашней России. Инженеры позапрошлого века, в котором главным средством передвижения была лошадь, стремились привязать трассу к возможно большему числу населенных пунктов. В соответствии с Уставом путей сообщения в конце ХІХ века гужевые дороги разделялись на пять классов: главных сообщений или государственные, больших сообщений, обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию, уездных почтовых и торговых сообщений и дороги сельские и полевые. В Минской губернии два государственных шоссе – от Могилева до Бобруйска и от Бобруйска до Брест-Литовска – содержались за счет средств казны Министерством путей сообщения. Тогда как уездные почтовые и торговые шляхи – за счет земских повинностей. Содержание же сельских и полевых дорог вменялось в обязанность владельцев и селений, «через дачи которых они пролегают», за исключением тех из них, что губернским распорядительным комитетом были отнесены к разряду содержимых за счет земских повинностей.
На дорожку. Николай Феликсович Ястржембский родился 210 лет назад – в июле 1808 года – в поместье Борисовщина Речицкого уезда. Воспитывался сначала дома, а затем в Виленском университете на математическом факультете. После 15-летней службы в 1848 году как полковник Корпуса инженеров путей сообщения был назначен начальником Могилевского отделения округа путей сообщения. Во время службы в городе на Днепре под его руководством были построены шоссе от Киева до Могилева и от Могилева до Бобруйска, проведена дорога Могилев-Довск и перестроена Бобруйская плотина. Скончался Н.Ф. Ястржембский в 1874 году в Могилеве, где и похоронен.
Общее присутствие Минской губернской строительной и дорожной комиссии совместно с особым по общим повинностям присутствием 16 мая 1860 года разделило на участки почтовые, военные и торговые дороги. В пределах Бобруйского уезда на почтовых трактах были выделены участки: от Бобруйска через местечко Свислочь до границы Игуменского уезда по направлению к его центру и часть дороги между почтовыми станциями Якимовская и Жерди. Военные и торговые шляхи были обозначены следующим образом: от Бобруйска через Любоничи до Бацевичей; от Бобруйска через Глебову Рудню до Паричей; от Паричей через Чирковичи до границы Речицкого уезда; от Паричей через Озаричи до границы Речицкого уезда; от Радутичей через Симоновичи, Глуск, Косаричи, Поречье до границы Мозырского уезда; от станции Богушовка (на шоссе) через Вильчу, Глуск, Пасеки до границы Слуцкого уезда.

Первая шоссированная дорога была построена, разумеется, из Петербурга в Москву. Однако уже следующей на очереди стала Беларусь, что подчеркивает ее роль с геополитической точки зрения. К плановому строительству Варшавского шоссе приступили в начале XIX века. За ходом его сооружения следили губернаторы. Чтобы ускорить темп строительства, были организованы промежуточные участки. Участок от Варшавы до Бреста был пущен в 1823 году, а встречный, от Москвы, вступил в строй в 1849 году. Строительная задача была далеко не простой и достаточно объемистой. Протяженность дороги Москва – Брест-Литовск составила 999 верст (1066 километров) – самую большую в тогдашней России.

//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/09/pdf-12_cr.jpg//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/09/zastavnyj-dom.png
//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/09/shosse-2.jpg

На таком шоссе долго можно было жевать сушки
Однако первые дороги нам сегодня трудно называть шоссе, так как все они были грунтовые. В 1840-х годах ширина дорожной полосы определялась в открытых местах в 20, а в лесистых в 30 саженей. Земляное полотно составляло 6 саженей. В глинистом грунте оно покрывалось слоем песка в 4 дюйма толщиною. Щебеночная насыпь устраивалась посередине полотна шириною везде в 17 с половиной футов, толщиною в 7 дюймов. Остальная часть земляного полотна на обочинах покрывалась растительным грунтом для укрепления его поверхности.
Станционные дома были разделены на разряды: дома 1-го и 2-го разрядов с гостиницами устраивались через каждые 80 верст, а дома 3-го разряда – на остальных промежуточных станциях. Заставные дома шоссейного сбора помещались в местах, наиболее удобных для отклонения объезда их по дорогам, «вне шоссе лежащим». Большой объем работ выполнялся и на строительстве шоссе. Строили шоссе военно-рабочие роты, они же занимались их ремонтом и эксплуатацией. По мере надобности привлекалось к работам и местное население.
На дорожку. Из именного указа Николая I «Об именовании устраиваемого шоссе… от Могилева до Бобруйска Бобруйским шоссе»: «Государь император высочайше повелеть соизволил: … 2. Шоссе, устроенное от Могилева до Бобруйска 105 1/2 версты, именовать Бобруйским шоссе».
В середине ХІХ века через наш город были проведены дороги нового типа, которые имели посередине покрытие из щебня шириною 2,5 сажени (5,25 метра). Такие шоссе в честь их английского создателя назывались макадамами. В 1849 году завершилось строительство Московско-Варшавского шоссе, а в 1850-м – Могилев – Бобруйск. Дороги обсаживались в два ряда березами, липами, тополями и деревьями других местных пород, вдоль них устанавливались верстовые столбы круглого сечения и высотою 4,125 аршина (З метра)… Интересно, что в нашем городе находились начальники сразу двух дистанций путей: 6-й, включавшей в себя 83-верстовой участок Варшавки от Довска до Бобруйска, и все шоссе от Могилева до соединения его через 102 версты с Московско-Брестским возле нашей крепости; и 7-й, целиком состоявшей из 214-верстового продолжения Варшавки до Миловидов.
С чем и как буквально въезжали в ХХ век?
В 1860-1870-х годах по Московско-Варшавскому шоссе доставлялись как дешевые российские «железные, чугунные и медные изделия, мыло, свечи, меха, чай, хлопчатобумажные и шелковые материи», так и «более ценные произведения варшавских и заграничных фабрик, как то: лучшие шелковые и суконные изделия, холсты, разного рода ткани, ковры, галантерейные вещи, экипажи, земледельческие машины» и прочее. По Бобруйскому шоссе только за 1878-1879 годы из губернского Могилева тоже было вывезено свыше 144 тысяч пудов грузов на почти 160 тысяч рублей. При этом ввоз весьма отставал и составлял соответственно на 113 тысяч пудов и 43 тысячи рублей меньше. Через уездный Бобруйск потребителям отправлялись в основном хлеб, лен и пенька, смола, деготь и скипидар, ввозились в губернию сахар, стройматериалы, снасти, конопляное масло, табак, сало, свечи и спирт.
На дорожку. Из дорожных правил конца XIX века: «Проезжающие по шоссе как жители местных селений, так и сторонние ямщики и извозчики обязываются: а) при возке земледельческих инструментов, каковы суть: сохи, бороны и проч., по шоссе не портить оного; б) не возить леса на одних передках, дабы концы оного по дороге не тащились и не портили шоссе; … г) всегда держаться правой стороны и отнюдь не останавливаться с обозами, равно как и для кормления лошадей на шоссе, но сворачивать для того в сторону на обрез, переезжая в тех местах, где есть деревянные мостики…»
Во второй половине ХIХ века наблюдался упадок в развитии дорожной сети в связи с активным железнодорожным строительством. Во всех 49 губерниях Европейской России к началу 1902 года шоссейные и мощеные дороги пролегли всего на 17935 верст, дополняли их 190575 верст земских грунтовых дорог. Только в ХХ веке в связи с развитием автомобильного транспорта значение шоссейных дорог вновь резко возросло.