Начальник Управления торговли и услуг Татьяна Казеко: «Чаще всего бобруйчане жалуются на нарушение их прав при продажах техники и на качество бытовых услуг»
bobrlif.by 1 833 0
Деньги – товар – деньги. Конечным звеном в этой цепи являемся мы, рядовые потребители. Витрины магазинов сегодня буквально ломятся от товаров, завлекая скидками, акциями и распродажами. Из-за большой конкуренции в сфере торговли и услуг на производителей ложится большая ответственность – предлагаемые ими товары и услуги должны быть качественными. Об этом написано в статье 11 Закона РБ о защите прав потребителей. Однако всем ли производителям товаров и услуг закон писан?
В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, мы встретились с начальником Управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Татьяной Казеко и узнали, на какие нарушения прав потребителей чаще всего жалуются бобруйчане, какие торговые объекты планируются в скором времени к открытию, а также о других новостях на бобруйском рынке товаров и услуг.
- Татьяна Анатольевна, часто ли жалуются бобруйчане в Управление на нарушения прав потребителя?
- За прошедший год в управление торговли и услуг Бобруйского горисполкома поступило 389 обращений граждан. В основном обращения касались качества мобильных телефонов, бытовой техники, оргтехники, окон и дверей. По вопросам бытового обслуживания обращения были связаны с вопросами также качества ремонта мобильных телефонов и бытовой техники, качестве выполнения работ по установке окон и дверей и нарушению сроков исполнения договорных обязательств со стороны исполнителей.
- Сейчас, в век информационных технологий, стало популярным приобретение товаров через интернет-магазины. Все ли в порядке в этой сфере продаж?
- В 2017 году в управление поступило 15 обращений по вопросам приобретения товаров через интернет-магазины. Основная суть обращений граждан касается не предоставления продавцом полной и достоверной информации о товаре. Не всегда размещена на сайтах информация о производителе товара. А достоверная информация о товаре очень важна, особенно в интернет-магазинах, когда покупатель не может визуально оценить товар или поговорить с консультантом. От этой информации зависит правильность выбора покупателя. Также нарушались продавцами интернет-магазинов и сроки доставки товаров. А чтобы потребители не были обмануты, рекомендую им более внимательно отнестись к совершаемой покупке, которая происходит дистанционно. Если, например, цены в интернет-магазине существенно ниже, чем рыночные, а обязательным условием является предоплата, то хотя бы это уже должно насторожить покупателя.
- Наши читатели часто интересуются таким вопросом: если вдруг приобретается товар с истекшим сроком годности, а чек не сохранен, есть ли возможность доказать свои права магазину?
- Конечно, документом подтверждающим факт купли-продажи сегодня является именно чек. Доказать, что товар был куплен в том или ином магазине без чека, будет сложно, но отсутствие чека не лишает потребителя права обратиться к продавцу. И, как правило, продавцы в основном идут на контакт с покупателем и возвращают деньги за некачественный или просроченный товар.
- Какие наказания грозят недобросовестным продавцам?
- При рассмотрении обращений граждан управлением при установлении нарушений рассматриваются вопросы о привлечении продавцов, допустивших нарушения норм действующего законодательства в сфере торговли и бытового обслуживания, к административной ответственности. Также в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребители вправе обратиться в судебные органы с исками о защите прав потребителей.
- Пользуясь случаем, нельзя не спросить, какие новые торговые объекты планируются в ближайшее время к открытию в Бобруйске?
-В первом полугодии текущего года у нас планируется открытие многофункционального торгового центра СОО «Ривона» на пересечении улиц Минской и Гагарина, напротив ОАО «Белшины».
- Остались еще в городе государственные предприятия торговли и общепита?
- Как таковых стопроцентных государственных предприятий в сфере торговли в Бобруйске не осталось. Есть предприятия с долей государства, где 50% и более акций принадлежит государству. Сегодня это БОАО «Промторг», ОАО «Ткани и ковры», ОАО «Дом обуви», предприятия общественно питания ОАО «Купалинка», бытового обслуживания ОАО «Бобруйскбытуслуги» и ОАО «Мила».
- А легко ли сегодня начать свой бизнес в сфере торговли и общепита?
- С 26 февраля текущего года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства». В соответствии с этим Декретом субъекты хозяйствования, намеревающиеся осуществлять розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания и бытового обслуживания, имеют право осуществлять такую деятельность со дня, следующего за днем направления уведомления в местный исполнительный и распорядительный орган. Кроме того, теперь не надо согласовывать режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынка. Исключение составляет работа таких объектов после 23.00 и до 7.00. Также при создании объектов общественного питания субъект вправе самостоятельно определять ассортиментный перечень товаров в объекте.
При этом не следует забывать и то, что сам субъект хозяйствования несет ответственность за соблюдение действующего законодательства при осуществлении торговой деятельности.
- У бобруйчан с недавнего времени повальный спрос на так называемую «одежду из Европы», а новые и новые магазины секонд-хенд появляются на улицах города как грибы после дождя. Насколько это может помешать реализации товаров отечественной легкой промышленности?
- Действительно, магазинов секонд-хенд в Бобруйске много, их сегодня более 63. Их существование, конечно, не запрещено действующим законодательством, но все же на самом деле создает существенную конкуренцию нашим торговым предприятиям, реализующим товары отечественной легкой промышленности. И все же есть контингент людей, который не приемлет одежду, бывшую в употреблении, поэтому свой покупатель продукции отечественного беллегпрома все-таки останется.
В настоящее время управление продолжает работу по увеличению объемов розничного товарооборота, развитию торговой инфраструктуры, повышению культуры торгового обслуживания населения, активизации активных форм продаж.