В Беларуси, по данным Национального статистического комитета, у каждого третьего жителя имеется легковой транспорт. Причем с каждым годом показатель растет, что, соответственно, повышает востребованность в получении водительского удостоверения.
Как сообщил начальник Бобруйского межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения ГАИ Павел Никонов, с начала этого года водительские удостоверения получили здесь почти 1 300 человек, что на 200 больше, чем за соответствующий период прошлого года. Только за первый квартал обладателями заветных корочек стали 963 выпускника автошкол против 687 в минувшем году. Кстати, в зоне обслуживания МРЭО на сегодняшний день насчитывается порядка 140 тысяч единиц транспорта, и с каждым годом их становится больше на 3-4 тысячи.
- Павел Сергеевич, как вы оцениваете качество подготовки водителей, в каких автошколах их обучают лучше?
- Я не могу однозначно сказать, какая организация готовит водителей лучше, а какая хуже, потому что здесь играет роль человеческий фактор. У одной группы автошколы может быть 100-процентная сдача экзамена с первого раза, а через месяц будет экзаменоваться следующая группа, и процент сдачи в ней намного ниже. Поэтому все зависит от того, насколько сам курсант хочет стать водителем, насколько он усидчив при изучении правил дорожного движения и как правильно себя ведет за рулем автомобиля. Так что все зависит именно от этого фактора, потому что инструкторы автошкол преподают курсантам запланированное количество часов, и задача курсантов – усвоить правила.
- А сколько школ обслуживает ваше отделение?
- На сегодняшний день в Бобруйске работают семь автошкол: ДОСААФ, «Сальва», «Престиж», «Успех-авто», «Вояж», АУК и «Кубик». Помимо этого, в зоне нашего обслуживания находятся Осиповичи, где три автошколы, в Кировске обучают вождению ДОСААФ и Жиличский колледж, есть автошколы в Кличеве и Глуске. Учеба в школах начинается в зависимости от формирования групп, потом организации заявляют нам списки курсантов и мы определяем сроки приема экзаменов. Перед этим они сдают внутришкольные выпускные теоретический и практический экзамены, а потом допускаются в сдаче в МРЭО. Теоретический экзамен, независимо от месторасположения автошколы, курсанты сдают в Бобруйске со вторника по субботу. «Счастливчики», которые с первого раза сдали теорию, в тот же день выезжают на городок, и если у них там получилось, то на улицы. Что касается организаций, которые находятся за пределами Бобруйска, то для них устанавливается график приема экзаменов. Если курсанты сдали теорию в МРЭО, мы раз в месяц выезжаем для приема практического экзамена в Кличев, Глуск, Кировск или Осиповичи. А вообще, люди чаще идут учиться в такие «проверенные» школы, как, например, «Сальва», «Успех-авто», «Престиж», «Вояж». Вместе с тем, и новая организация «Кубик» уже приобретает навыки, как говорится, становится в колею и, возможно, в скором будущем создаст достойную конкуренцию «старожилам».
- Как много курсантов «заваливает» экзамены?
- С первого раза теоретические экзамены сдают от 60 до 80 процентов выпускников автошкол. Тем, кто не сдал, даются три попытки с периодичностью в семь дней. А тот, кто не выдержал испытания с трех раз, следующие попытки может предпринять не ранее чем через тридцать дней и сдавать экзамены неограниченное число раз, что регулируется Инструкцией о приеме квалификационных экзаменов на право управления. Но следует отметить, что тот, кто сдал теорию, но в течение полугода не смог сдать практический экзамен, вынужден будет опять сдавать теоретический. Вообще, таких «чемпионов» хватает, некоторые люди приходят сдавать экзамены и по 30, и по 40 раз, кто-то пытается сдать их и с 2011, и 2012 года, но не может. А вот на категорию «Е» теоретический экзамен не сдается, только практический. Как правило, это люди опытные, у них есть стаж вождения автомобиля, поэтому здесь процент сдачи намного больший, чем у тех, кто сдает впервые.
Кстати, курсантов в автошколах становится все больше, причем многие из них стараются получить права к лету. Больше становится и желающих заиметь водительское удостоверение среди девушек. Во многих семьях есть уже не один автомобиль, ездят и муж, и жена, и дети. Вот, на днях сдавала экзамены группа, так в ней было 30 процентов женщин в возрасте — 1963-67 годов рождения. Они пошли учиться на водителя в силу разных обстоятельств: кто-то остался вдовой и есть автомобиль, кто-то решил приобрести в семью вторую машину.
- Какие ошибки наиболее часто допускают курсанты при сдаче экзаменов?
- Большая проблема на сегодняшний день — регулировщик, особенно для теоретического экзамена, а также проезд транспорта оперативного назначения с включенными маячками красного или синего цвета. 70-75 процентов курсантов на эти вопросы с первого раза не отвечают. При практическом вождении — расположение транспортного средства на проезжей части, также не у каждого получается остановиться в определенном месте и впоследствии тронуться, чтобы машина не заглохла. Здесь больше играет роль психологический фактор — кто-то волнуется, кто-то не совсем правильно настроился на экзамен. А некоторые считают, что у них все получится с первого раза и не уделяют должного внимания процессу обучения. Порекомендовал бы курсантам заниматься в автошколах более прилежно, а не надеяться на русское «авось», ведь от того, как человек подготовиться, зависит, каким водителем он впоследствии будет.
На сегодняшний день в Бобруйске работают семь автошкол: ДОСААФ, «Сальва», «Престиж», «Успех-авто», «Вояж», АУК и «Кубик».
С начала этого года водительские удостоверения получили почти 1 300 человек, что на 200 больше, чем за соответствующий период прошлого года. Только за первый квартал обладателями заветных корочек стали 963 выпускника автошкол против 687 в минувшем году.