Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

МонБЛАны соБЛАзна. Что было и что есть реклама

2 251 0

МонБЛАны соБЛАзна. Что было и что есть реклама

Сегодня в России в двадцать пятый раз отмечается День работника рекламы – профессиональный праздник всех рекламодателей, составителей рекламы, маркетологов и пиарщиков. Его нельзя назвать каким-то узким или локальным – со времен империи и до сегодняшнего безграничного союза двух наших государств и нас, в Беларуси, потчуют продуктом, который порой виснет на ушах, лезет изо рта и даже не переносится на дух. Значит, это и наш день.

С давних времен оБЛАпошивали

«…Кроме этого, нужна реклама. Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Ежели кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами, закажи клише «с зубами» и «без зубов», проси публику не смешивать тебя с другими дантистами, публикуй, что ты возвратился из-за границы, что бедных и учащихся лечишь бесплатно...» – учил коллегу чеховский Осип Францыч в рассказе «Общее образование». И тоже более века назад в другом произведении Антона Павловича признавался «писатель» Гейним: «...Того не понимаете, что я, может, когда сочинял эту рекламу, душой страдал. Пишешь и чувствуешь, что всю Россию в обман вводишь».

Некоторые полагают, что в советские времена рекламы, как и секса, не существовало. На самом деле в СССР рекламная индустрия развивалась более чем активно. Особенно с появлением НЭПа, когда на все лады рекламировали вина, рестораны с джаз-бэндом, туалетную воду, противозачаточные средства и проч. Процветала реклама и позднее. Со знанием дела писал об этом

Владим Владимыч Маяковский:
Рекламы
угробливают
световыми колами;
аршины
букв
подымают ор,
богатых соблазняют,
всучивают рекламы:
гусиную печенку,
авто,
ликер.

А кто не знает крылатую фразу Ильфа и Петрова, прозвучавшую из уст незабвенного Остапа-Сулеймана-Берты-Марии-Бендер-Бея: «Реклама – двигатель торговли»!

В оБЛАках обмана

Однако как всучивали с помощью броской рекламы не всегда соответствовавшие требованиям качества товары, так и продолжают отдельные недобросовестные торговцы втюхивать их. Сколько законов и правил создали для управления рекламой, но она от этого честнее не стала. Если внимательно почитать их своды и кодексы, то можно найти нечто весьма актуальное и для нас, потребителей. Например, второй закон Фостера утверждает, что гораздо легче создать рекламу уникального предложения реализации, чем товар, обладающий этим качеством. А в законе Поттера без обиняков говорится, что величина рекламной шумихи вокруг товара обратно пропорциональна его реальной стоимости.

И в этом можно убедиться на примерах бобруйских старых газет. В одной из них «Аккуратное и добросовестное исполнение принятых на себя обязательств» обещал «с совершеннейшим почтением всегда готовый к услугам Д. Нисенбаум», в другой «Гранули д-ра Глэза» объявлялись единственным патентованным средством от полового бессилия, в третьей аптекарский магазин К.Д. Кушнера сулил чудодейственное излечение от сифилиса посредством применения «усовершенствованного французского препарата доктора Де-Веза». Любопытная деталь: отзывы о лекарствах были только из далекой Одессы – к местным пользователям таблеток можно же было пойти и спросить!

Без картБЛАнша доверия

К сожалению, нелучшие традиции рекламного дела перешли, как вож­деленное богатое наследство, в руки современных рекламодателей и рекламоделателей. Вот подборка из перлов сегодняшней белорусской рекламы и вопросов к ним: «Мыло «Дегтярное» с натуральным сибирским дегтем. Обладает доказанным антимикробным действием» – а чем отличается сибирский от белорусского дегтя, тем более если он натуральный? «Вафли «Белорусские» с молочно-шоколадной начинкой. …Могут содержать незначительное количество арахиса, орехов» – а арахис уже не орех? «Мыло Camay». С каплей парфюма с ароматом алых роз» – а чем отличается аромат алых от аромата, скажем, желтых роз? «Ножи из аэростали помогут разделить курочку…» – это если с ножом к горлу сотрапезника или все-таки «разделать» птицу? «Цены буквально тают…» – так не подождать ли покупателям, пока они растают совсем? Такие слоганы, конечно, не укрепляют доверие к продаваемым товарам.

Не оттого ли так категоричны мнения на многочисленных форумах во всемирной сети: «И как может нравиться реклама? Это как «Какой песок, сыплющийся в глаза, вам нравится больше – желтый или мелкий?» И смысл рекламы – только продажи!!!», «…жэсточайшэ бесит реклама «нового полуседана, который становится частью семьи и с которым можно малыша оставить на «парковке, место 106», пока родители по магазинам будут ходить» – у маркетолухов совсем крышу рвет?», «Может, кто знает, как отключить эту долбаную рекламу в телевизоре. Надоело все время выключать повышенную громкость во время рекламы»… И кто, скажите, не согласится, что известные с давних времен рекламные штампы и стереотипы не набили оскомину и не вызывают ничего, кроме сомнений? Все эти «креативные»: «Такой свежий, как будто только что из океана», «Его весело есть вместе», «Свежий, как майское утро», «Продано – еще не значит, что ничего не осталось», «Свежий, как летний сад», «Попробуешь, и можно спокойно умирать», «Тогда мы идем к вам…» и т.п., и т.д., и etc., и проч.

БЛАгодарим за оБЛАтку

Но нельзя же из-за ложки дегтя (того самого, сибирского) браковать весь прекрасный мед в бочке. Объективные потребители пишут на сайтах и такое: «Из последнего, кстати, что торкнуло – реклама «Милавицы». Оч красивые девушки... И, явно, не облезлые француженки. И дизайн хорош – запоминается, не напрягает...», «А мне новая реклама лидского кваса понравилась, позитивная такая и музыка в тему…», «Реклама на мове действительно рулит! И красиво, и приятно, и запоминается!»

Слово «реклама» произошло от латинского reclamare – выкрикивать: у древних римлян торжественные процессии, завершавшие триумфальные события, включали хвалебные речи, демонстрацию добытых в сражениях трофеев. Пусть же и у нас на рекламном фронте будет больше таких воинов, только без приставки «Аника».