Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Мифы и правда об анестезии. Опасен ли наркоз?

Bobrlife.by 3 680 0

Мифы и правда об анестезии. Опасен ли наркоз?

Действительно ли наркоз столь опасен и почему происходят несчастные случаи во время операций? На эту тревожную тему мы беседуем с исполняющим обязанности заведующего реанимационным отделением с палатами реанимации и интенсивной терапии городской больницы СМП имени В.О. Морзона Дмитрием Иваницким.

– Дмитрий Сергеевич, бывают случаи, когда люди умирают во время операции от анестезии. Неужели наркоз так опасен?
– Я бы сказал, что умирают от осложнений, которое дает наркоз.
Наряду с этим можно говорить о том, что анестезия всегда повышает безопасность проведения операции и шансы пациента на выживание.
– Как объяснить случаи гибели от анестезии?
– Любая медицинская манипуляция не всегда может протекать гладко. Возможные осложнения описаны в аннотации к каждому медпрепарату. Задача врача – знать вероятные побочные эффекты и быть готовым к оказанию неотложной помощи. Проблема смертности, пожалуй, в том, что иногда учреждения здравоохранения, в частности коммерческие, не готовы к оказанию неотложной помощи, не имеют соответствующего реанимационного оборудования. Я полагаю, основная причина смертности не в действии лекарственного препарата, а в неверном действии того, кто его вводит.

Во-первых, это исключение всевозможного стресса, в том числе боли, страха, дискомфорта. Ну и, конечно же, обеспечение комфортной работы хирурга. В этом случае врач сделает операцию максимально качественно и в сжатые сроки. Между прочим, в России в 1847 году русский ученый, врач-хирург Николай Пирогов, впервые при операции применил для обезболивания эфирный наркоз. А в нашем городе таким новатором в начале ХХ века стал врач-хирург Владимир Морзон в местной городской больнице.

Современные же препараты полностью безопасны для здоровья. Хотя, если быть совсем точным, наркоз никому не прибавляет здоровья.

– Для выявления аллергии есть аллергические пробы. Нельзя ли по аналогии проводить пробы анестетика, чтобы избежать, скажем, анафилактического шока?
– Увы, у нас в городе этого не делают. Нельзя, к сожалению, предвидеть все реакции организма. Но надо знать действие лекарственного препарата, быть готовым к возможным осложнениям, информировать о них пациента, чтобы он принимал взвешенное решение о проведении операции и анестезии.
– В чем вы видите главную проблему при даче наркоза?
– Основная проблема – обеспечение безопасности дыхательных путей, правильная интубация трахеи, надежность наркозно-дыхательного оборудования, действие ингаляционных анестетиков. Что же касается современных препаратов, то сейчас предпочтение отдается анестетикам, действие которых максимально быстрое. Если раньше мы вводили лекарственные препараты, которые действовали 20-30 минут, то ныне мы работаем с анестетиками, период полувыведения которых составляет две минуты.
– Стоит ли лечить зубы под общей анестезией-наркозом?
– Каждому методу есть свое применение. Конечно же, в рутинной стоматологии, когда речь идет о пломбировании, чистке зубного камня, косметических процедурах, общая анестезия не требуется. Однако регионарная анестезия в виде блокад оправдана. Не все пациенты могут переносить дискомфорт, связанный с введением местного анестетика.
– После наркоза бывают проблемы с печенью?
– Раньше, лет 25 назад, мы действительно использовали препараты, которые были по сути гепатотропными ядами, например, фторотан. Их передозировка или регулярное применение не лучшим образом сказывались на печеночной функции пациента, а еще в большей степени персонала. Ведь пациент один раз за всю жизнь мог подвергнуться операции, а у специалиста-анестезиолога в день их бывает несколько. Теперь в обыденной практике мы применяем подобные лекарства.
– Говорят, самая опасная анестезия – спинальная, когда блокируется спинной мозг...
– Однако с осложнениями в нашей городской больнице мы не сталкиваемся. К примеру, если в 2015 году было проведено 196 спинальных анестезий, в 2016-м – 260, то в 2017-м – уже 389. Это говорит о том, что эта методика чрезвычайно безопасна. Мы работаем очень тонкими иглами диаметром с три волоса, которые не травмируют твердую мозговую оболочку. Хотя от осложнений никто не застрахован. И это могут быть эпидуральные гематомы, повреждения вещества спинного мозга, ранения корешка нерва, инфицирование. Но это случается крайне редко.
Главное – вовремя распознать развившееся осложнение и предпринять все для его устранения.