Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Ко всему готовый Панов. Как генерал делом опроверг «Не может быть!» Г.К. Жукова

45 0

Ко всему готовый Панов. Как генерал делом опроверг «Не может быть!» Г.К. Жукова

Одна из самых новых улиц в микрорайоне Киселевичи носит имя генерала М.Ф. Панова. Военачальника, благодаря усилиям, воле и таланту которого был освобожден наш город на Березине. Не так много мы знаем о мудром и мужественном командире 1-го гвардейского Донского танкового корпуса в период его действий в Бобруйской наступательной операции, поэтому с помощью архивных документов попробуем восстановить хронику важных для бобруйчан событий.

Из глубины Полесья

После начала операции «Багратион» 1-й Донской 25 июня 1944 года, выйдя на оперативный простор, быстро начал развивать наступление. Имея задачу окружить и взять Бобруйск, главный удар он направил на север вдоль Березины с выходом на ее западный берег и окружением группировки противника севернее Паричей. Успешному продвижению наших танков в значительной степени способствовали своевременно устроенные маршруты и наведенные переправы по болотистой местности. Тем не менее в районе Ковчиц и Тумаровки их встретили огнем вражеские орудия.

Преодолевая сопротивление гитлеровцев, три бригады корпуса под командованием генерала М.Ф. Панова к исходу дня вели бои на рубежах: 15-я танковая бригада в направлении Орсичей и Брожи, 16-я – наступая на Слободку, Качай-­Болото, Бараний Рог, 17-я – в километре южнее Дражни.

Успехи 1-го гвардейского Донского танкового поспособствовали во многом тому, что за два дня войска 65-й армии прорвали сильно укрепленную оборону на фронте протяженностью 15 километ­ров, продвинулись в глубину до 35 километров и освободили 50 населенных пунктов. Были уничтожены около 3 тысяч солдат и офицеров противника, 50 орудий, 200 автомашин, 2 танка, взяты в плен более шести десятков гитлеровцев. В качестве трофеев советским войскам достались 28 орудий, 3 самоходки, 4 автомашины, 2 трактора, 19 минометов, 32 пулемета, 65 автоматов, 3 склада с военным имуществом.

От Паричей к Бобруйску

В то время как с севера на Бобруйск и Осиповичи наступали 3-я и 48-я армии генералов Горбатова и Романенко, в прорыв входил 9-й танковый корпус Б.С. Бахарова, с юго-запада наносили удар 65-я и 28-я армии генералов П.И. Батова и А.А. Лучинского во взаимодействии с конно-­механизированной группой И.А. Плиева, должен был быть введен в прорыв и Донской танковый корпус, который  вместе с танкистами генерала Бахарова перерезал бы пути отхода противника на запад. Такой был план. Но, помимо него, был разработан, по указанию Г.К. Жукова, второй ускоренный вариант на случай, если наступление будет развиваться стремительно и 65-я армия выйдет к Бобруйску не на восьмые, а на шестые сутки или даже раньше.

Главный удар намечался, как уже было сказано, через болота, где оборона противника была слабее. Отсюда вытекала возможность ввести 1-й Донской танковый корпус и стрелковые дивизии вторых эшелонов в первый же день боя. В этом и было зерно, суть ускоренного варианта: как только стрелковые части преодолеют главную полосу немецкой обороны, входит в бой корпус Панова. Предполагалось, что танкисты без больших потерь сами прорвут вторую полосу, так как противник не имел за болотами ни крупных резервов, ни мощного огня. Обычный вариант оставался в силе на тот случай, если по каким-либо непредвиденным обстоятельствам темп на­ступления дивизий первого эшелона замедлится. Он предусматривал прорыв обеих позиций вражеской обороны силами пехоты и ввод в бой подвижных частей с утра второго дня операции.

Как пишет в своей книге «В походах и боях» П.И. Батов, «Ускоренный вариант привлек общее внимание. Комкор танкистов Михаил Федорович Панов вместе с командиром 18-го корпуса работал на макете, изучая данные наземной, воздушной и агентурной разведки. Он выразил уверенность, что танки смогут войти в прорыв в первый день операции».

И началась «Буря»

В Белорусской стратегической операции наша 65-я армия наносила удар на двух направлениях. В первом эшелоне действовали два стрелковых корпуса: справа, под Паричами, – 105-й с задачей сковать противника, создать видимость лобового удара; слева, на главном направлении, – 18-й. Второй эшелон, непосредственно подчиненный командарму Батову, включал три стрелковых дивизии. Подвижную группу составлял Донской танковый корпус генерала Панова. Вот как те дни отображены в книге Павла Ивановича Батова:

«…По радио отдана команда: «Буря! Пять, пять, пять!» Это был условный сигнал для ввода в бой Донского корпуса. Три танковые бригады устремились по бревенчатым гатям через болота. Напряжение
на армейском командно-­наблюдательном пункте возрастает. В центре оперативного построения войск переправа через болота шла беспрепятственно. На левом фланге, в 17-й танковой бригаде, дело обернулось хуже. Какая-­то немецкая батарея уцелела, открыла огонь. Залп... второй... третий. Несколько снарядов попали в бревенчатый настил. Один разорвался вблизи головного танка. Машина медленно погружается в трясину. По радио слышна команда: «Пятый, выходи из коробочки». В стереотрубу хорошо видно: танк наполовину в болоте. Следовавшая за ним машина пятится назад – товарищам уже не поможешь. В головной «тридцатьчетверке» открывается башенный люк. На броню выскакивают командир машины, механик-водитель, командир орудия, прыгают, выбираются на гать. Панов передает в эфир:

– Сорок первый, переводите коробочки в центр, на участок двадцать вто­рого».

Танк за танком продвигались по, казалось бы, непроходимой трясине части 1-го гвардейского.

Вскоре по гатям двинулись вперед
подразделения конно-механизированной группы Плиева. А от передовых стрелковых частей уже поступали тревожные донесения о возросшем сопротивлении гитлеровцев: противник контратакует на левом фланге корпуса из Романища, на правом – из Липников, Песчаной Рудни, в центре – с направления Гомзы. Была поставлена задача Панову: танкам пройти через боевые порядки пехоты и разгромить врага на указанных направлениях.

И вскоре П.И. Батов телеграфировал Г.К. Жукову: «Корпус Панова введен. Ускоренный вариант первого дня наступ­ления выполнен раньше намеченного срока». Георгий Константинович не без удивления буквально воскликнул на телеграфной ленте: «Этого не может быть! У Романенко и Горбатова пройдено всего два километра. Доложите точное расположение войск». В ответ Батов подтвердил: «Стрелковые дивизии корпуса Иванова вышли на рубеж Городец-­Протасы. Танковый корпус ведет бой впереди в районе Брожи. Переношу свой командный пункт в Гомзу». Аппарат на несколько мгновений замолчал. А затем отстучал короткую фразу Жукова: «Приеду смотреть сам».

Столица Приберезинского края окружена!

Выход 27 июня 1-го гвардейского Донского танкового корпуса на рубеж железнодорожная станция Мирадино-Сычково-­Панюшковичи отрезал пути отхода противника в северо-западном направлении. Вышедшая к этому моменту на левый берег Березины напротив города 48-я армия сделала невозможным отступление гитлеровцев на восток. Соединения 105-го корпуса были на подступах к Бобруйску с юга и юго-запада. Таким образом, к исходу дня полное окружение группировки врага было завершено.

Танкисты генерала М.Ф. Панова вели бой на окраинах нашего города. Окопавшиеся в нем фашисты оказывали ожесточенное сопротивление, тем не менее в окружение попали остатки разбитых немецких дивизий общей численностью до 40 тысяч человек. Сражение продолжалось и на следующий день: наши танки несколько раз врывались на улицы, но, не будучи поддержанными пехотными частями, были вынуждены отходить в исходное положение. К концу дня 27 июня была достигнута необходимая согласованность наших войск: 354-я дивизия 105-го корпуса к 23.00 овладела Лагерной Слободкой, а 115-я его бригада заняла Дедново на западной окраине. Продолжали бои 75-я стрелковая дивизия и 1-я мотострелковая бригада. А вот Донской танковый корпус получил новую боевую задачу и начал марш на Минск.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-­фашистскими захватчиками, освобождение Бобруйска и проявленные при этом доблесть и мужество 15-я и 17-я гвардейские танковые бригады из 1-го Донского корпуса были награждены орденами Суворова II степени. А уже 3 июля 1944 года гвардейцы Михаила Федоровича Панова первыми ворвались и в столицу нашей республики – Минск.

Александр Казак.
Иллюстрации из открытых
источников интернета.