Бобруйский новостной портал BOBRlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Бобруйский портал — Бобруйск новости — бобр лайф — бобрлайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — бж — bobrlife

И словом сражались с врагом. Как бобруйская газета надела шинель

34 0

И словом сражались с врагом. Как бобруйская газета надела шинель

Преемником уездной, окружной и районной газеты, выходившей в нашем городе в разные годы под одним названием «Камуніст», в суровые годы Великой Отечественной войны стал «Бобруйский партизан». Слово правды о преступлениях фашистов со страниц печатного органа подпольного райкома КП(б)Б разило врага не хуже пули и гранаты. А пламенный призыв к борьбе с захватчиками, сообщения о подвигах бесстрашных защитников Родины звали всех честных людей нашего Приберезинского края на священную битву с оккупантами, возомнившими себя хозяевами планеты.

Первая годовщина лесного издания

Буквально два дня назад исполнился ровно восемьдесят один год со дня выхода первого номера «Бобруйского партизана». Стало быть, ровно восемь десятилетий тому его создатели и авторы отмечали первую годовщину газеты. И этому событию была посвящена целая страница в номере за 7 ноября 1943 года.

В день юбилея сотрудников редакции и типографии поздравил Бобруйский районный комитет КП(б)Б: «Райком партии уверен, что и впредь коллектив работников газеты приложит все свои силы и знания к тому, чтобы еще больше мобилизовать массы на освободительную борьбу против немецких захватчиков для окончательного разгрома и изгнания фашистских извергов с нашей священной земли». Командование партизанских отрядов Бобруйщины тоже прислало горячий боевой привет газете, «возникшей в суровые дни Отечественной войны и поднявшей знамя борьбы против немецких поработителей в глубоком тылу врага». Пришла весточка даже от узников одного из фашистских лагерей в Бобруйске: «Нам, пленным, газету «Бобруйский партизан» принесла одна женщина. Эта газета была для нас вестником событий на фронте. Мы ее читали по несколько раз. Газета помогла нам освободиться от кошмарного фашистского плена».

Редактор Сергей Зиновьевич Кремнев в том же но­мере подвел и некоторые итоги. За год в условиях подпольной работы было выпущено 30 номеров «БП» тиражом до 15 тысяч экземпляров. Начатый в феврале 1942 года выпуск листовок составил вдвое больший тираж 50 наименований. Все эти издания стали мощным средством развертывания и усиления освободительной борьбы. «И сейчас, когда Красная Армия вступила на территорию Белоруссии, когда фронт как никогда приблизился к нашему району, мы с еще большей радостью отмечаем годовщину своей газеты и приложим все силы, чтобы с наилучшими достижениями в своем районе встретить нашу родную Красную Армию», – писал 7 ноября 1943-го Сергей Кремнев.

У колыбели партизанки

Создана же газета была по решению партийных органов и в результате рискованных действий бобруйских подпольщиков. Это они под руководством работавшего в городской типографии Петра Стержанова переправили в партизанский лес под Орсичами шрифты и кое-какое оборудование. Как вспоминал Петр Максимович в 1980-е, выпускали газету практически один Сергей Кремнев, совмещавший обязанности корреспондента, верстальщика, художника и редактора, и он – наборщик, работавший еще как корректор и печатник. В начале ноября 1942 года они в качестве пробы пера издали листовку, а уже 7 ноября вышел полновесный номер «Бобруйского партизана».

В сохранившихся его номерах в Национальной библио­теке Республики Беларусь на крупных буквах названия явственно видна текстура дубовой древесины, из которой его и вырезал умелец Сергей Кремнев, между прочим, начальник штаба партизанского отряда. Из другого подручного материала – бритвенного каменного оселка – он же изготовил своеобразное клише с изображениями профилей Ленина и Сталина, украсивших первую страницу лесного издания уже с последующих номеров. В те же 1980-е рассказывал Сергей Зиновьевич о трудностях с типографской краской, бумагой – первые экзепляры выходили на листах из школьных тетрадок. Дефицита не ощущалось лишь в творчестве. Редактор сам писал передовые статьи, заметки, стихи, заражал и заряжал творческой энергией коллег-­партизан. Газета регулярно выходила раз в десять дней.

Кто и что за инициалами?

Сегодня не все поймут конкретику географии и персоналий в публикациях того времени – многое зашифровано под инициалами и прочими криптограммами в силу условий военного времени. Но кое в чем разобраться можно. Начнем с того, что в первых двух номерах одностраничная газета подписывалась просто «Редактор К.», затем до восьмого номера – «Редактор К – в», что сегодня мы понимаем как сокращение фамилии Кремнев. С №8 «БП» с бумагой в лесу стало лучше, и издание стало выходить на двух страницах. После увеличения тиража с 500 до 1000 экземпляров в №12 от 13 июня 1943 года появляются в подписи редактора еще две буквы – «С. ­Кр – в».
Но уже с №16 эта криптограмма меняется на вполне легальное «Редакционная коллегия», что свидетельствовало о завершении становления редакции.

Но война еще не окончилась, и поэтому тексты «Бобруйского партизана» пестрят «Н-скими отрядами», сокращениями имен и фамилий, кодированными обозначениями городов и деревень. «Высоко поднят железнодорожный мост над рекой С. у города О. 25 немцев охраняют его…» – читаем в заметке «Уничтожили охрану моста» и понимаем, что под буквами скрываются река Синяя возле города Осиповичи. Или вот автор Валя сообщает в заметке «Два взрыва»: «Диверсионная группа тов. К. не раз наносила тяжелый урон немецким захватчикам. В ночь с 9-го на 10-е сентября она совершила диверсионный акт в городе Б. …В 24 часа они были у цели, а в 0 часов 17 минут от умело поставленной мины взлетело в воздух машинное отделение шпалорезного завода…» Сопоставив исторические факты, и здесь понимаем, что дело происходило в нашем Бобруйске, где неподалеку от железнодорожного моста работал в годы войны шпалорезный завод.

А кто был руководитель группы К.? Во многих номерах «БП» с этим инициалом публиковались рассказы о героических рейдах подрывников на железную дорогу. Не раз мелькала мысль, что не Кожушко ли это, известный в истории партизанской борьбы на Бобруйщине человек? И вот в июньском номере 1943 года нахожу репортаж «Поезда летят под откос» за подписью «Диверсант Павел К.» – имя и инициал совпали… Таким же методом дедукции-­индукции вычислил по разбросанным на газетных страницах инициалам руководителей партизанских отрядов и бригад Ливенцева, Львова, Лемешонка, Лепешкина.

О врагах – открытым текстом

Совсем иной была подача информации в лесной газете о дислокации противника, операциях карателей, пособниках захватчиков. Читаем в корреспонденции «Жизнь Бобруйска при немцах» в №24 газеты: «Обес­печение трудящихся сведено к 200 граммам черного хлеба. Детям-сиротам из районного бюджета ничего не отпускают. «Заботиться» о них взялся господин Бобров (редактор профашистской газеты «Новый путь» – А.К.). Он в своей газете призывает обнищавших граждан города жертвовать одежду и обувь сиротам. О продуктах же совсем забыли». И там же: «В городе введена всеобщая трудовая повинность для всех от 14 до 60 лет… Заработная плата сохранилась довоенная, но цены на все увеличились в 10 раз».

Из заметки «Прогнали грабителей» в июньском 1943 года номере «БП» узнаем: «26 мая с.г. начальник бобруйской районной полиции господин Гордеев с группой своих полицейских в количестве 80 человек по заданию своих хозяев-фашистов произвел налет на деревню Петровичи Бобруйского района с целью грабежа и расправы над мирным населением… Но полностью осуществить план грабежа им не удалось. Проходившая поблизости группа партизан, узнав о бандитском налете, подошла к деревне и открыла пулеметный огонь. Полицейские поспешно бежали, оставив все награбленное».

В публикации «Фашисты бомбят деревни» опять полная конкретика: «13 и 14 сентября 6 немецких стервятников бомбили деревню Петровичи Бобруйского района. В результате бомбежки убито 10 человек, из них 9 детей. Сожжено 102 дома. В это же время отдельными залетами бомбили и деревню Мочулки. На следующий день, 15 сентября, бомбежке была подвергнута деревня Старое Село. Так Гитлер-«освободитель» «помогает» крестьянам восстанавливать разрушенное им же самим сельское хозяйство».

А потом «БП» демобилизовали

Три года продолжалась вражеская оккупация города на Березине и района. Как писал «Бобруйский партизан», «Тысячи свежих могил замученных и расстрелянных советских граждан разбросаны по родной земле. Не одна тысяча мирных граждан Бобруйска и района погибла от рук кровожадного гестапо. Десятки тысяч военнопленных отдали жизнь за проволокой бобруйских лагерей. Тысячи трудоспособных вывезены в немецкое рабство. Трудящиеся Бобруйщины никогда не забудут и не простят гитлеровскому отребью его злодеяний». Газета призывала: «Близятся дни победоносных решающих боев. В это горячее время отдадим все свои силы на помощь Красной Армии и партизанам для окончательного разгрома немецких оккупантов!»

Когда на юго-востоке Беларуси советские воины уже освобождали первые райцентры, «Бобруйский партизан» знакомил своих читателей с результатами двухлетней борьбы с захватчиками на Бобруйщине и в прилегающих к ней районах. К весне 1943 года народными мстителями было уничтожено около 6 тысяч вражеских солдат и офицеров, организовано крушение свыше полусотни эшелонов с войсками и военными грузами, полностью выведены из строя 38 паровозов, 523 вагона, 115 платформ, взорвано 17 километров железнодорожного полотна. Но не только в «рельсовой войне» показали себя партизаны – более четырех десятков шоссейных мостов разрушили они, сожгли 4 танка, 7 бронемашин, 179 автомобилей, 14 тракторов, разгромили 2 немецких гарнизона и 17 полицейских участков…

Но только после освобождения Бобруйщины и всей Беларуси стали открываться для широкого читателя имена героев, которые прежде скрывались в публикациях партизанского издания под инициалами: Виктора Ильича Ливенцева и Николая Борисовича Храпко, Алексея Васильевича Львова и Сергея Васильевича Сыроквашина, многих других. Однако и сегодня в десятках зафиксированных на его страницах боевых эпизодов есть простор для поиска новых имен, исследования природы самоотверженной борьбы наших соотечест­венников за свободу и независимость. Важно передать эту работу по эстафете их внукам и правнукам.

Александр Казак.
Иллюстрации из архива автора.