Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

И «Птица», и «Горлица», и «Ласточка»… Это все о ней – Лидии Базановой, приближавшей освобождение Беларуси

2 055 0

И «Птица», и «Горлица», и «Ласточка»… Это все о ней – Лидии Базановой, приближавшей освобождение Беларуси

Так устроена человеческая память, что со временем она если не мифологизирует, то поэтизирует героические события и отважные поступки, отсекая, как тот скульптор, все лишнее некрасивое и неважное бесформенное. И появляется памятник – нередко с трагической историей. Так произошло и с героическим прошлым отважной разведчицы, приземлившейся с парашютом в лесу под Бобруйском летом 1943-го.

Прямо в стаю  стервятников

Разведшколу Лида Базанова и Аня Кошелева окончили в июне 1943 года. Руководство отзывалось о них положительно: девушки отлично учились, были сообразительны, инициативны, получили несколько благодарностей от командования. Неудивительно, что и задание им было дано сложное: десантироваться в район Осиповичей в расположение 309-го партизанского отряда имени Кирова. Принял их опытный партизанский командир кавалер двух орденов Красного Знамени Михаил Самсоник. Вскоре Лиде был присвоен личный позывной – «Птица».

Через некоторое время связная Елизавета Станишевская привела Лиду в Бобруйск, где комплектовались фронтовые части 9-й армии вермахта, действовали органы разведки и контрразведки противника. Восточную комендатуру Бобруйска возглавлял влиятельный нацист майор Георг Молл, хороший приятель Геринга. Очисткой тылов фронта от советских разведчиков, партизан и подпольщиков занималась 532-я оберфельдкомендатура во главе с генерал-лейтенантом Густавом Бернгардтом и фельджандармерия. Первой подчинялись 707-я охранная дивизия, две венгерские пехотные дивизии и три так называемых «восточных» батальона. Военными вопросами ведала также гарнизонная комендатура, прибывшая в октябре 1943 года из Орла.

Основным противником Лидии Базановой стала 107-я абвергруппа «Виддер», занимавшаяся контрразведывательной деятельностью. Особенно опасны в ней были русские сотрудники абвера из числа коллаборантов-предателей. Рвением и полицейскими способностями наиболее заметны были вербовщик агентуры бывший воентехник РККА Дмитрий Шестаков-Арсеньев, перевербованная разведчица одного из белорусских партизанских отрядов Любовь Лоткова, командир охранного отряда старший лейтенант Красной Армии в прошлом Константин Ключанский. Жестокостью и оперативной хваткой отличались старший агент абвера в Бобруйске Дмитрий Замотин (псевдоним «Лис») и следователь «Виддера» Василий Погожаев. Эти приспешники фашистов сыграли трагическую роль в судьбе «Птицы».

На орлиной высоте

Рация была установлена у резидента – завуча одной из бобруйских школ Анны Ивановны Поповой-Леванович. Она же была ответственной за снабжение «Птицы» информацией от бобруйских подпольщиков.

Впервые Лидия Базанова вышла в эфир из нашего города на Березине 25 сентября. С тех пор и до самого переезда в Брест ее рация не умолкала и заслуживала полное доверие командования.
Сведения от Базановой оперативно поступали в советские разведывательные органы. Так продолжалось до конца октября 1943 года. Однажды, как вспоминал оставшийся в живых агент Лиды стрелочник станции Бобруйск Иван Шевчук, она прибежала к нему вечером, страшно взволнованная: «Иван Яковлевич, я сегодня работала с чужим коррес­пондентом. Немцы меня засекли. Мы пропали!» Шевчук приуныл: «Если тебя поймают, нам всем капут…» «Не беспокойтесь, вам ничего не грозит, я застрелюсь», – ни секунды не задумываясь, ответила Лида.

Только после угрозы провала ее направляют в Брест, где она связывается с местными подпольщиками и вновь передает важнейшие разведданные. 10 марта 1944 связь с Базановой была возобновлена, и разведотдел информировал ее, что Указом от 4 февраля 1944 года Лидия Андреевна награждена орденом Отечественной войны II степени. Одновременно разведчице был присвоен новый позывной – «Горлица». Тогда же Базанову предупредили, чтобы она готовилась к переброске на левый берег Западного Буга, в Польшу.

Однако в начале апреля связь с «Горлицей» вновь прервалась. Теперь уже насовсем. Нити из Бреста, потянув за которые, можно было захлопнуть ловушку, потянулись в Бобруйск.

Лидия Андреевна Базанова родилась 28 марта 1920 года в с. Бели Архиерейские Тверского уезда Тверской губернии (д. Пушкино Калининского района Тверской области). Накануне оккупации города немецкими войсками с сокурсницей по Калининскому текстильному техникуму Анной Кошелевой она эвакуировалась в город Горький, где окончила школу радистов. Разведывательная деятельность Базановой проходила на территории Белоруссии, куда ее десантировали в августе 1943 года. За образцовое выполнение боевых заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Лидия Базанова была представлена к ордену Отечественной войны II степени. Но в начале апреля, после восьми месяцев работы в тылу врага, была арестована гестапо. За отказ в сотрудничестве с немцами ее расстреляли в Бресте. Боевая награда была вручена матери героини только в 1965 году в Калинине в преддверии Дня Победы.

В силках фашистских птицеловов

В конце марта 1944 года старший агент бобруйской абвергруппы «Виддер» Дмитрий Замотин и следователь Василий Погожаев вышли на след группы, готовившей уничтожение объектов инфраструктуры города на Березине и прилегающих населенных пунктов. По этому делу был арестован бургомистр поселка Ясень Осиповичского района Константин Хаустович. Под угрозой физического воздействия он признался, что в диверсионную работу его вовлекла родная тетка Елизавета Станишевская. Выдал он и двух резидентов советской разведки в Осиповичах – переводчика Осиповичской комендатуры Евгения Дубовика и Матвея Миронова.

Автомашины с карателями незамедлительно выехали по адресам. Руководил операцией сам начальник абвергруппы «Виддер» Доллерт. Гитлеровцы вместе с резидентами схватили и двух советских радисток – подругу Базановой Анну Кошелеву и Екатерину Катюбенко. Обе девушки со своими рациями были отправлены в штаб 9-й армии. Там они дали согласие на участие в радиоигре на стороне немцев.

Стал нарастать девятый вал дальнейших арестов. В руки абверовцев попали трое связанных с партизанами служащих Бобруйской городской управы и учительница Леванович-Попова. От нее немцы впервые услышали о существовании советской радистки Базановой-Карчевской. В результате расследования, которое вели прибывшие из Бреста офицеры абвера Цинт и Гасбах, в тюрьме оказались все, кто хоть косвенно имел отношение к Базановой, – Александра Питкевич, Иван Шевчук, резидент в Бобруйске Григорий Семенович Преволович, из дома которого «Птица» вела радиопередачи.

Судя по захваченным документам, Базанову не били, ее уличали очными ставками. Главными разоблачителями ее антинемецкой деятельности оказались Анна Кошелева и Екатерина Катюбенко. Что должна была чувствовать Лидия, когда видела, что свидетелем обвинения против нее выступает лучшая подруга!.. Брестский связной «Горлицы» Спиридон Григорук был арестован со всей семьей, 14 апреля в перестрелке с немцами погиб опытный подпольщик Иван Дмитриевич Филиппук.

В тюрьме «Горлица» вела себя мужественно. Об этом рассказал ее оставшийся в живых сокамерник Григорий Корицкий. Она категорически отказалась участвовать в радиоигре на стороне фашистов, тем самым подписав себе смертный приговор. В последний момент «Горлица» успела сообщить морзянкой в стену камеры Корицкому, что ее предала Леванович.

Трагический финал

Как позже показал на допросе в НКВД следователь 315-й абвергруппы Константин Соколов, специальная команда тайной полевой полиции (GFP) расстреляла Базанову и всех причастных к ней людей уже в конце апреля 1944 года – кого в одном из бастионов Брестcкой крепости, кого во дворе бобруйской тюрьмы. Аналогичные показания дал попавший в советский плен зондерфюрер Гасбах.

Разгром советских резидентур немцы отметили с размахом. 2 мая 1944 года в здании бывшего театра Бобруйска был устроен банкет. Гостей приглашал начальник абвергруппы №107 Доллерт. Среди самых почетных из них были начальник штаба управления по охране тыла фронта полковник Фоген, бургомистр Бобруйска Меньшагин и много других чинов мельче. За отличное выполнение задания немецкий шеф вручил Замотину медаль I класса в золоте, а Погожаеву – медаль II класса в серебре. Кроме того, пять раз переходивший линию фронта с ответственными поручениями гитлеровского командования Замотин, в порядке исключения, на этом пире во время чумы был произведен в оберлейтенанты германской армии.

Ведь они уже чувствовали дыхание вет­ра возмездия, все более ощущавшегося с неумолимым приближением с востока советско-германского фронта. К сожалению, не дожили до грандиозной операции «Багратион», к подготовке которой приложили столько сил, не дождались освобождения нашего края расстрелянные по делу «Птицы» в Бобруйске Антонина Емельяновна Барковская и Анна Ивановна Леванович-Попова с сыном Виктором, Валентина Мирошникова и Григорий Семенович Преволович, Митрофан Михайлович Руднев и Степан Яковлевич Шевчук.

А в 1966 году главная советская газета «Правда» опубликовала очерк о подвиге Лидии Андреевны Базановой под названием «Ласточка».