

Сокрушительными ударами воинов героической Красной Армии завершалось освобождение Беларуси, всей советской земли от фашистской нечисти. Гитлеровцы очень хотели превратить наш народ в своих рабов. Угоном советских людей на каторгу в Германию, зверскими пытками, расстрелами хотели сломить их волю в борьбе за свое освобождение. Но на защиту социалистической Родины поднялась вся многонациональная страна. Доблестная Красная Армия под руководством вождя и полководца Маршала Советского Союза И.В. Сталина, разгромив немцев под Москвой в 1941-м, под Сталинградом зимой 1942-1943 годов, безостановочно погнала фашистского зверя на запад, чтобы окончательно добить его в берлинской берлоге.
Постановление №1
29 июня 1944 года войска 1-го Белорусского фронта освободили и наш Бобруйск. Фашистские варвары разрушили в городе фабрики, заводы, общественные и государственные здания, коммунальные предприятия, жилые дома, мосты и дороги, разграбили материальные и культурные ценности. В таких условиях в первый же день после освобождения городской исполнительный комитет и горком партии приняли постановление под №1, призывавшее бобруйчан быстрее восстановить все необходимое для нормальной жизни населения и всемерной помощи героической Красной Армии в скорейшем разгроме врага.
Уже в преамбуле документа прямо говорилось, что «с 29 июня 1944 года в городе Бобруйске восстанавливается советская власть». Следующими пунктами отменялись все законы и постановления немецких властей; все учреждения и предприятия города переходили в непосредственное ведение Бобруйского горисполкома; все граждане, работавшие ранее в учреждениях и на предприятиях, обязывались немедленно приступить к работе на тех же предприятиях и в учреждениях; категорически запрещалось расхищение имущества, инвентаря и других материальных ценностей предприятий, учреждений и частных квартир, начальнику горотдела НКВД поручалось установить надзор за имуществом с привлечением расхитителей к уголовной ответственности по законам военного времени.
1-я Сталинская школа (ул. Минская, СШ №18)
Заботой о скорейшем восстановлении города, возрождении его мирной жизни были пронизаны мероприятия по развертыванию и налаживанию работы больниц, поликлиник, амбулаторий, аптек и детских учреждений. Горкоммунхозотделу вменялось в обязанности немедленно организовать восстановление и пуск хлебопекарен, столовых, водопровода, электростанции, гостиниц, бань и прачечных. Руководители предприятий и учреждений должны были не мешкая приступить к инвентаризации имущества, оборудования, запасов сырья, готовой продукции, продовольствия, а начальник конторы связи – срочно восстановить телефонную сеть города. Для ликвидации последствий хозяйничанья немецких варваров в Бобруйске все граждане, проживавшие на его территории, в обязательном порядке привлекались к работам по устранению очагов пожаров и очистке города. Подписали первый мирный документ не снявшие еще гимнастерок председатель исполкома Бобруйского городского Совета депутатов трудящихся Дмитрий Лепешкин и секретарь ГК КП(б)Б Федор Подолян. В Бобруйске к тому времени проживали до 50 тысяч человек.
Глазами очевидца
3 июля 1944-го состоялся общегородской митинг трудящихся с участием воинских частей. На нем, собравшем около 5 тысяч жителей и прошедшем с большим подъемом, выступил Ф. Подолян. Звучало много возгласов и здравиц в честь И.В. Сталина и победоносной Красной Армии.
По поручению Центрального комитета компартии Беларуси в первые дни после освобождения нашей республики от захватчиков в Бобруйске побывал заведующий промышленным отделом газеты «Гомельская правда» С.А. Ратгауз. Впечатления свои он доложил по инстанции: «…на подходах к городу на трех шоссе, на которых я успел побывать, лежало много битой германской техники: автомашин, мотоциклов, штабных автобусов и т.д. Имелось также большое количество трупов немецких солдат, офицеров и лошадей. Проезд по шоссе был затруднен. Теперь дороги расчищены и трофейные команды понемногу убирают трофеи. Только на подходах к Бобруйску со стороны Жлобинского шоссе я насчитал до 40 танков и «тигров» – подбитых». Была отмечена и интересная деталь: отдельные здания были подожжены немцами в последний момент отступления, причем 29 июня два немца-поджигателя были схвачены и повешены на центральной улице по постановлению военно-полевого суда.
Конечно, газетчик в первую очередь сообщил о том, что городские предприятия в основном сохранились, хотя на лесокомбинате сгорели два цеха – сборочный и белодревный, но 7 июля в 2 часа дня должны были состояться пуск лесокомбината и митинг деревообработчиков. Фанерный завод имени Кирова целиком сохранился и готовился к эксплуатации – имелось достаточное количество готовой продукции и лесоматериалов. Оборудование спиртзавода и хлебозавода оккупанты вывезли, их склады сожгли, но здания предприятий уцелели. На швейной фабрике проводился учет готовой продукции, изготовленной при немцах. То же самое делалось на других предприятиях. Готовилась к возобновлению работы электростанция, а вот кондитерская фабрика пострадала от огня. Тем не менее, по словам инспектировавшего, многие директора предприятий считали возможным пуск своих фабрик и заводов после получения энергии, на них по направлениям наркоматов прибывали и новые руководители.
Гидролизный завод
Докладывал С.А. Ратгауз и о том, что «горисполком работает довольно четко», функционировали горздрав, две больницы, амбулатория. Прошли перерегистрацию примерно 30 врачей, из них семь бобруйчан, остальные из Орловской, Калининской и Смоленской областей. Начала работать одна из городских столовых на центральной улице, отпускались завтраки и обеды. Возобновила работу хлебопекарня.
Телеграф тоже успели захватить в полной исправности, телефонная станция на небольшое количество номеров работала. Сохранились обе железнодорожные станции – Бобруйск и Березина, пути были целы, «кроме повреждений, нанесенных мостам». Пристань и судостроительные мастерские были оккупантами сожжены.
Опоры Титовского моста
Культурные учреждения города – кинотеатры, драматический театр – сохранились, но были заминированы. Коллектив артистов, работавший при немцах в драматическом и кукольном театрах, в некоторой части остался. В кинотеатре имелась киноаппаратура, которая силами комсомольцев восстанавливалась. Школы тоже в основном сохранились, в них начинался набор учеников.
Впереди была Победа!
…1944 год, начало июля. На Социалистической, на улице Маркса и других центральных бобруйских расклеены сводки Совинформбюро. На многих зданиях алеют кумачовые лозунги. В горком ЛКСМБ приходят комсомольцы, которых уже насчитывается несколько сот человек, главным образом девушки. Многие из них сохранили комсомольские билеты. Несколько девушек-комсомолок посланы для оказания помощи в госпитали, другие проводят регистрацию пионеров, собирают литературу, обследуют помещения. Секретарю горкома комсомола поступило письмо от раненых бойцов и командиров части, первой ворвавшейся в Бобруйск, с благодарностью за заботу комсомола. Молодежь принимает участие в очистке города от мусора и трупов убитых оккупантов. На уборку направляются также пленные немцы. Бобруйск с каждым днем принимает все более аккуратный, мирный вид. Звонче звучат голоса в открывшихся трех детских домах. Молодые бобруйчане взялись за оборудование своего клуба. Но война все еще дает знать о себе, хотя и идет уже за границами СССР.
Театр им. В.И. Дунина-Мартинкевича, восстановительные работы
Жители города всячески помогали выявлять спрятавшихся гитлеровцев. Например, бобруйчанин Старовойтов помог найти начальника городской полиции. По поручению руководителя горотдела НКВД были задержаны недавний бургомистр Станкевич и руководитель «Союза борьбы против большевизма» Михаил Октан. На территории Сычковского сельсовета с помощью двух колхозниц выявили засевшую в лесу большую группу вояк вермахта. А всего компетентными органами были арестованы 289 человек, в том числе 84 полицейских, 4 старосты, 4 руководящих работника немецких учреждений, 3 агента гестапо и 2 групповых руководителя «Союза борьбы против большевизма».
…Кипели ненавистью сердца людей, возвращавшихся к мирной жизни, свежи в их памяти были преступления фашистских палачей: в 1942 году немецкие карательные отряды на территории Кировского района расстреляли и сожгли живьем около 3 тысяч мирных граждан в Збышине, Козуличах, Столпище, Борках; в 500 метрах от глусских Хвастовичей на Мыслотинской горке захватчики истребили около 2 тысяч советских граждан; на протяжении осени 1943-го и начала 1944 года у нас в городе и окрестностях фашисты извлекали зарытые трупы на местах массовых расстрелов возле еврейского кладбища на Минской улице, в Каменке, Еловиках, складывали тела несчастных в штабеля и заставляли советских военнопленных под страхом смерти сжигать их, а затем уничтожали и самих узников. Такое невозможно забыть!
В память о героях-освободителях Бобруйский горком партии принял постановление, которым среди многих мероприятий рекомендовал горсовету депутатов трудящихся присвоить ряду улиц и площадей города имена выдающихся полководцев Красной Армии и руководителей партизанского движения; организовать сбор средств и подарков для воинов в госпиталях и детей погибших; провести массовый воскресник по приведению в порядок дворов, улиц, производственных территорий; наладить показ лучших кинокартин, спектаклей и концертов в драмтеатре и кинотеатре.
Здесь был захоронен командир 9-го танкового корпуса генерал-майор Б.С. Бахаров
На 1 июля был намечен массовый физкультурный праздник на стадионе, на 2-е – торжественное заседание горсовета совместно с представителями партийных, общественных организаций и воинских частей. Апофеозом празднования должны были стать общегородской митинг и демонстрация трудящихся Бобруйска 3 июля 1944 года.
Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников интернета