Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Город, куда хочется вернуться. «БЖ» за Полярным кругом

Столица Заполярья встретила сыростью и холодным ветром с Кольского залива, криком чаек над его берегом.

Bobrlife.by 1 037 0

Город,  куда хочется  вернуться. «БЖ» за Полярным кругом

Позади остались более двух суток дороги, что без привычки утомительно. Из Бобруйска до Мурманска можно добраться в прицепных вагонах из Гомеля – плацкартном или купейном. Билет в купейном стоит почти вдвое дороже, чем в плацкартном, но пассажиров хватало. Состав формируется в пути – Минске, Орше, Витебске. Причем большинство пассажиров едет до конечной точки. Позади унылые пейзажи Псковщины, которые начинаются почти сразу после Витебщины: зависшие на проводах электрические столбы вдоль дороги, заросшие бурьяном поля, захламленные буреломом леса, неказистые деревеньки на косогорах, деревянные шпалы под рельсами…

На остановках поезд «оккупируют» продавцы даров природы и съестного-выпиваемого. Предлагают клюкву, пирожки с ней и морошкой, рыбу, советуют купить горячую картошку, чебуреки, рыбники, раков, пиво, водку, причем милиция продавцов не трогает. Нет у людей работы, вот и стараются они больше выручить за дары лесов и озер, ведь с этого живут. Много таких продавцов на остановках в Новгородской, Ленинградской областях, в Карелии и ее столице Петрозаводске. Проезжая второй по величине город Карелии – Кондопогу, вспомнил, что сюда на целлюлозно-бумажный комбинат в свое время ездили за газетной бумагой бывший редактор «Бабруйскага жыцця» Александр Демидович и заведующий отделом Михаил Кривец. Они в буквальном смысле выручали редакции газет области, договариваясь о поставках бумаги целыми вагонами, ведь после развала СССР она стала в республике дефицитом.


В первой половине ноября в Мурманске в десять часов утра было еще темно, а в два дня – уже темно. Приближалась полярная ночь, которая наступила со 2 декабря и продлится до 11 января, когда мурманчане смогут увидеть первый рассвет, но день тогда продлится всего 14 минут. Для дошколят сейчас проводят оздоровительную кампанию, включающую употребление рыбьего жира, занятия физкультурой, игры на улице. У школьников уроки начинаются позднее и сокращены, снижен объем домашних заданий, а на выходные они вообще не задаются.


Погода в этих краях переменчивая – то мороз и снег, то плюсовая температура. Времена года в Мурманске – понятие, можно сказать, условное, виной тому Гольфстрим и близлежащая Арктика. В декабре по голому асфальту вполне может барабанить дождь, и никого из местных не удивишь снегопадом в июне и даже июле. Например, в первый день нынешней зимы здесь была плюсовая температура с дождем, а уже назавтра – мороз со снегом.
В середине ноября Мурманск уже готовился к новогодним праздникам. На главной площади города – Пять Углов – устанавливали елку. На искусственной ели высотой 22 метра и весом 400 килограммов располагаются 40 ярусов веток с иголками из ПВХ-пленки. Хвоя окрашена таким образом, чтобы создавалось впечатление ветвей, припорошенных снегом. Конструкция главной елки, разработанная в Санкт-Петербурге, прочная и надежная, она устоит даже при сильном ветре и бушующей метели. Елочка засияет 30 тысячами разноцветных огней – щелкунчиками, мишками, домиками и другими украшениями.


С сопки на сопку
Мурманск – это сплошные сопки. Не каждый приезжий рискнет сесть зимой за руль автомобиля в городе, где улицы постоянно идут то в гору, то под гору, где пешеходы передвигаются по длинным лестницам. Перед нашим приездом здесь уже выпадал снег и образовывались заторы транспорта при подъеме на сопки, случалось много ДТП.
В Мурманске с населением в 295 с половиной тысяч человек очень много машин, иногда по 2-3 на семью. Но с парковкой постоянно возникают проблемы возле жилых домов, и нужно быть виртуозом, чтобы без затруднений поставить авто ближе к месту проживания. Все дворы плотно заставлены автомобилями, они припаркованы и на тротуарах, есть только небольшие проходы от подъездов. Машины здесь в основном полноприводные, с высоким клиренсом. Летнюю резину не признают, ездят только на зимней, потому что снег может выпасть и летом.
В любое время года транспорт движется со включенным ближним светом фар. Что касается техосмотра, здесь не придают этому большого значения, наклейки на лобовом стекле не обязательны. Техосмотр осуществляют через страховые компании, причем разрешение о его прохождении можно «купить». Просто водители не обращают внимание на эти условности, главное для них – безопасность, о которой пекутся сами.


В Мурманске много троллейбусов и автобусов белорусского производства. Ходят они точно по расписанию. Три года назад на остановках работали световые табло, на которых указывалось время прибытия троллейбуса, автобуса или маршрутки. Но в нынешнем году эти табло почему-то не работали. Пассажиров обслуживают только кондукторы, талонов на проезд нет. Обилечивают они с помощью ручного кассового аппарата, причем к нему нужно прикладывать и проездной билет, в том числе и школьникам. Проезд в общественном транспорте стоит 28 российских рублей, в маршрутке – 30, но с нового года цены обещают повысить. А еще в мурманских автобусах очень тепло, в отличие от бобруйских, где кондукторы, обилечивая пассажиров, дуют на пальцы. Правда, нередко окна троллейбусов и автобусов покрыты снаружи темным налетом. Узнал, что это угольная пыль: в заливе работает терминал, в котором уголь загружают на морской транспорт для доставки в другие страны.


Белорусское здесь дороже
В Мурманске немало торговых точек с белорусскими товарами, и они здесь пользуются популярностью, особенно продукты. В магазинах можно купить мясные и молочные изделия, сладости, пиво. Правда, цены на них намного выше, чем у нас. Например, белорусское соленое сало стоит около 20 рублей на наши деньги, грудинка – еще больше, почти вдвое дороже здесь бобруйские растительное масло, зефир, ведь на ценах сказывается доставка продуктов. Правда, в последнее время спрос на белорусскую продукцию несколько упал из-за санкций против России, мурманчане стали беднее. Северно-полярные доплаты, которые при определенном стаже работы достигают 80 процентов основного заработка, уже не достаточны для нормального проживания.
Мурманск всегда славился обилием рыбы.

Хватает ее и сейчас, но цены почти как в Беларуси. Например, килограмм копченой форели стоит в среднем 30 наших рублей, не намного дешевле там и икра лососевых. Рыболовный флот в Мурманске сохранился, но он, добыв в Баренцевом море рыбу, везет ее в близкую Норвегию. Там улов перерабатывают, и рыба в Мурманск поступает с «накруткой», купить ее дешевле можно только в коптильных цехах и на рынке. Скудными на хорошую рыбу стали и местные реки, поэтому купить семгу иногда дешевле в Москве, чем в Мурманске.


Кстати, Норвегия и Финляндия стали точками отоваривания мурманчан дешевыми и качественными продуктами, туда еженедельно ходят маршрутки с жителями города. Особенно много мурманчан ездит в Норвегию в декабре, когда действуют большие рождественские скидки. «Челноки» сметают товар с полок, чтобы потом перепродать его с выгодой в Мурманске.


В круиз – на Северный полюс
Мурманск вытянулся вдоль Кольского залива 20-километровой узкой змеей, упираясь в древний городок Кола, а головой подпирая военно-морскую базу Североморск. Архитектура города, прямо скажем, не поражает: «сталинский» центр, «хрущевский» север и блочно-панельная застройка юга и востока, сохранились и деревянные бараки послевоенной постройки. Центр города – площадь Пять Углов – рядом с вокзалом, здесь проводятся основные городские торжества.
В сквере на Ленинградской улице находится первый мурманский монумент – конструктивистский памятник жертвам интервенции. А сопку на Зеленом мысу венчает любимец мурманчан бетонный Алеша – мемориал защитникам советского Заполярья. Мурманский Алеша является не просто памятником и достопримечательностью, с годами он стал своеобразным символом города. Если вы никогда не были в Мурманске и не видели этот мемориал, при первом же визите в заполярную столицу не сможете его не заметить. Расположен мемориал защитникам Заполярья на сопке, высота которой над уровнем моря равна 173 метрам, поэтому Алешу хорошо видно практически из любой части Мурманска и пригорода. Во время войны здесь располагались зенитные орудия для обеспечения защиты от налетов авиации на город.


Не сумев сходу взять город в 1941 году, немцы отыгрались в следующем, проклятьем Мурманска стало незаходящее в полярный день солнце: летом 1942-го бомбардировки сожгли три четверти почти полностью деревянного города, люди ушли в сопки, селились в землянках, но порт продолжил обработку ленд-лизовских грузов с конвойных судов. Всего за годы войны Мурманск пережил 792 авианалета и 185 тысяч бомбардировок. За подвиг столица Заполярья была награждена дважды: в 1982 году орденом Отечественной войны I степени, а через 3 года – присвоением звания «Город-герой».


В Мурманске есть памятник Валентину Пикулю, который описал в романе «Реквием каравану PQ-17» мужество участников караванов по ленд-лизу и жителей города. Много здесь и других памятников, причем погибшим не только в 1-ю и 2-ю мировые войны, но и в мирное время. Одна из таких аллей находится возле театра Северного флота на Кольском проспекте, здесь много цветов.
А еще из Мурманска можно совершить экскурсию на борту самого мощного атомного ледокола в мире «50 лет Победы» к вершине планеты – на Северный полюс. Очередной такой тур планируется в июле следующего года.


Кстати, этот рейс будет особенным – в него поедет известный путешественник Федор Конюхов, который в свое время учился в Бобруйском художественном училище. Человек, у которого мы гостили, четыре раза по долгу службы сопровождал атомный ледокол в круизах на Северный полюс. Кстати, удовольствие побывать на вершине планеты, посмотреть белых медведей и другую северную живность далеко не дешевое – в зависимости от типа каюты путевка стоит от 30 до 50 тысяч долларов.
В городе можно побывать и на первом в мире ледоколе с силовой ядерной установкой «Ленин», который пришвартован к пирсу у морского вокзала и считается одним из самых интересных музеев Мурманска. На палубе ледокола, когда тот еще был на ходу, побывали Фидель Кастро, Юрий Гагарин, Ричард Никсон.


Наши северные земляки
В Мурманске остались жить бобруйчане с тех советских пор, когда их вербовали на эти земли «длинным рублем». В редакции главной ежедневной полноцветной газеты города «Вечерний Мурманск» работает уроженка Бобруйска Марина Кумунжиева. Ее родители жили в частном секторе на улице К. Маркса, а потом переехали в Заполярье. Сама Марина Станиславовна последний раз навещала Бобруйск в 1980 году.
Здесь же нашелся и другой «земляк» – редактор отдела газеты Валерий Серебряков. В свои 58 он уже три года на пенсии, но работает. Валерий рассказал, что в Мурманске частных газет нет, их «Вечерку» частично финансирует местная власть, поэтому они отказались от услуг почты и распространяют газету через пенсионеров по договорам, которые официально, но «за копейки» разносят газеты по почтовым ящикам, а вот подписку на «Вечерний Мурманск» можно оформить и на дому, вызвав по телефону представителя редакции. Кстати, Валера почти каждый год бывает в Бобруйске, отдыхает в санатории имени Ленина. И в этом году они с женой приезжали на своей машине в Беларусь, побывали в Бресте и Бобруйске.


А в драматическом театре Северного флота до недавнего времени работала Екатерина Ергулевич, родители которой живут под Бобруйском, в деревне Казаково. Кстати, в свое время Катя работала на Бобруйском городском радио, но потом связала жизнь с театром. Сейчас она живет с мужем в подмосковном Одинцово, играет в московских театрах.
В Мурманске круглосуточно вещают два местных телеканала – «ТВ-21» и «Арк­тик-ТВ», выходят блоки передач на других российских каналах. Кстати, сейчас в области идет подключение к бесплатному цифровому вещанию, а аналоговое эфирное телевещание в населенных пунктах постепенно отключается.


В редакцию мурманской «Вечерки» я привез материал о бывшей жительнице Мурманска, дочери капитана загранплавания Татьяне Трофимовой, которая создала в деревне Вишневка под Бобруйском агроусадьбу «Отдых-плюс» и успешно ее развивает. Помогают ей муж и дочь Александра, которая родилась в Мурманске, потом некоторое время работала музыкальным редактором Бобруйского радио «Зефир-FM».
Сегодня Мурманская область занимает седьмое место среди российских регионов по количеству проживающих здесь белорусов: их на Кольском полуострове около 40 тысяч. По национальному составу населения области они занимают третье место. Здесь создана и успешно работает национально-культурная автономия «Белорусы Мурмана».


Любовь остается надолго
Путь из Мурманска в Бобруйск занял намного меньше времени, чем на поезде: два часа перелета до аэропорта Шереметьево в Москве и час – до Минска, а потом маршруткой. Багаж летел транзитом. Правда, одна из сумок в аэропорту Минска оказалась поврежденной: разбита была бутылка хорошего вина и пропала пара банок икры. Но город в Заполярье оставил о себе хорошие воспоминания.


К слову, завершено голосование за самое лучшее имя для аэропорта Мурманска в проекте «Великие имена России». С приличным отрывом победили приверженцы имени Николая II – российского императора и основателя столицы Заполярья. А еще «Белавиа» планирует к началу следующего летнего сезона открыть авиарейс до Мурманска, что является хорошей новостью и для мурманчан, и для беларусов.


…Вспоминаются названия некоторых мурманских улиц: Береговая, Володарского, Гагарина, Гоголя, Дзержинского, Колхозная, Куйбышева, Октябрьская, Пушкинская, Советская, Свердлова, Урицкого, Чапаева, Чехова, Халтурина, Шмидта... В Мурманской области даже Титовка есть, правда, с ударением на втором слоге. Ну совсем как в Бобруйске. Тесен мир, несмотря на расстояния. Несмотря на все сложности экономического, климатического и социального уровня жизни, люди в Мурманске очень отзывчивые и общительные. Понять и полюбить этот город с первого взгляда трудно, но любовь к нему непременно возникает и останется надолго.

В первой половине ноября в Мурманске в десять часов утра было еще темно, а в два дня – уже темно. Приближалась полярная ночь, которая наступила со 2 декабря и продлится до 11 января, когда мурманчане смогут увидеть первый рассвет, но день тогда продлится всего 14 минут.

В Мурманске с населением в 295 с половиной тысяч человек очень много машин, иногда по 2-3 на семью. Но с парковкой постоянно возникают проблемы возле жилых домов, и нужно быть виртуозом, чтобы без затруднений поставить авто ближе к месту проживания.

А еще из Мурманска можно совершить экскурсию на борту самого мощного атомного ледокола в мире «50 лет Победы» к вершине планеты – на Северный полюс. Очередной такой тур планируется в июле следующего года.

Путь из Мурманска в Бобруйск занял намного меньше времени, чем на поезде: два часа перелета до аэропорта Шереметьево в Москве и час – до Минска, а потом маршруткой. Багаж летел транзитом. Правда, одна из сумок в аэропорту Минска оказалась поврежденной: разбита была бутылка хорошего вина и пропала пара банок икры. Но город в Заполярье оставил о себе хорошие воспоминания.