Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

ГАИ на воде. Где под Бобруйском «клевые» места и чем чреват экстремальный отдых?

1 404 0

ГАИ на воде. Где под Бобруйском «клевые» места и чем чреват экстремальный отдых?

Государственная инспекция по маломерным судам – служба, небольшая по численности (всего по республике в ней работают около 40 человек), но очень нужная. Ведь с каждым годом желающих поймать «золотую рыбку» или «погонять» на водном мотоцикле становится все больше, а от несчастных случаев никто не застрахован. За безопасное времяпрепровождение бобруйчан и не только отвечает начальник Государственной инспекции по маломерным судам Могилевской области Вячеслав Кравченко, который согласился рассказать о своей работе и тонкостях сезонной рыбалки.

– Наша главная задача – контроль за безопасным судоходством маломерных судов, – первым делом отметил мой собеседник. – Маломерные суда – все суда размером до 20 метров, находящиеся в частной собственности. Кроме надзорной деятельности, осуществляем регистрационную, проводим техническое освидетельствование, обучаем граждан на право управления маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 5 лошадиных сил.

Сегодня в Бобруйске зарегистрировано более 6 тысяч судов. Еще около трех тысяч – регистрации не подлежат, но находятся под надзором инспекции.

Слово «безопасность» в этой статье будет ключевым. «Проблема гибели людей при эксплуатации маломерных судов сохраняет свою актуальность, – подчеркнул начальник бобруйского участка областной инспекции. – Но за 15 лет, которые я здесь работаю, цифры снизились на порядок. Если в начале XXI века гибли на воде от 120 до 150 людей в год, то сейчас (на протяжении пяти лет) уровень смертности не превышает 30 человек. Так, в 2016 году по всей Беларуси погибли 17 человек».

В Могилевской области трагических случаев два, оба произошли летом. Первое происшествие омрачило размеренную жизнь деревни Селибы Бобруйского района. Заядлый рыбак нигде не работал и злоупотреблял спиртным. В его распоряжении была, как отметили специалисты, утлая лодчонка, на которой он ежедневно выходил на воду. Но в один из дней рыбак не вернулся домой. Хватились жители деревни через несколько дней: такое и раньше бывало, о своих планах односельчанам мужчина не рассказывал. Сотрудники ОСВОДа, куда обратились жители Селибы, вскоре нашли лодку: ее, перевернутую, прибило к берегу. Рядом качалось на волнах и весло. На следующий день поблизости всплыл труп пропавшего рыбака.

– Мы расследовали этот случай (а инспекция занимается и расследованиями аварий на маломерных судах), – заметил мой собеседник, – но так и не смогли установить обстоятельства произошедшего. Родственники ничего не могли сказать, не было и свидетелей.

Причиной смерти судмедэксперты назвали утопление. Кроме того, в крови у селибчанина был обнаружен алкоголь.

Второй случай, произошедший в Елизово, получил большой резонанс. «Бесправник» на лодке с мощным мотором в 60 лошадиных сил, не имея не только документов, но и навыков управления, наехал на купающегося мужчину. Водитель лодки (кстати, бобруйчанин), кроме всего, вез с собой аттракцион – так называемую «плюшку».

– Есть правило: когда лодка что-либо буксирует, в судне должен находиться еще один человек, который будет осматривать акваторию, чтобы судоводитель не отвлекался. Что в итоге? Предприимчивый бобруйчанин вел лодку один, причем, постоянно оборачивался – посмотреть, все ли в порядке с клиентом и «ватрушкой». Уже подъезжая к берегу, наехал на купальщика, – рассказал начальник ГИМС Могилевской области.

От полученных травм мужчина скончался на месте, а над предпринимателем состоялся суд. Только инспекция привлекла правонарушителя по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях. За оставление без наблюдения водной акватории наступила и другая ответственность – уголовная. Вину осужденный признал, получил три года ограничения свободы в учреждении открытого типа.

– В прошлом году нашим небольшим составом ГИМС было осуществлено 115 контрольно-надзорных мероприятий, в позапрошлом их было всего 69, – отметил Вячеслав Владимирович. – То есть в 2016-м мы значительно усилили надзорную деятельность. Понятно, что остальных обязанностей (вроде регистрации) с нас никто не снимал, но акцент мы все же решили сделать на работе на водоемах.

С ростом количества рейдов увеличилось и количество протоколов об административных нарушениях. Это закономерно, считают специалисты. Всего инспекция по Могилевской области  привлекла к административной ответственности в прошлом году 208 человек. При этом штрафы в апреле 2016-го выросли значительно. «Расширился и круг нарушений – правил пользования, регистрации. Максимальная мера наказания сегодня составляет 50 базовых величин с лишением права управления маломерным судном на три года. Применяется такая мера наказания в случае, если лодкой управляет лицо в состоянии алкогольного опьянения, – пояснил собеседник. – Как видите, прослеживается аналогия с правилами дорожного движения. Собственно говоря, мы и есть ГАИ на воде».

Это по сути, а по факту ГИМС сегодня относится к МЧС: инспекцию передали спасателям из структуры ОСВОДа три года назад. Что же касается пьяных судоводителей, в этом году таких не попадалось. Зато инспекторам попались нарушители, которые управляли маломерными судами без удостоверения (такое правонарушение чревато штрафом от 5 до 10 базовых величин) и спасательного жилета. Причем в прошлом году стали привлекать к ответственности за отсутствие жилетов и пассажиров маломерных судов.

На теме спасательного жилета мой собеседник остановился отдельно. «Его отсутствие – самая распространенная причина гибели на воде, – подчеркнул начальник ГИМС области. – Как правило, тот, кто находится в лодке, готов оказаться в водной среде. Но бывает, это происходит случайно: получил солнечный удар, потерял равновесие, ударился, начался приступ астмы… Попадая в воду уже в таком состоянии, шансы выжить сводятся к нулю. Для этого жилет и нужен – подстраховать».

Кто-то может подумать, что зима – время «передышки» для сотрудников ГИМС. Но это далеко не так. И в подтверждение тому – декабрь 2015 года, когда три гибели на воде с участием маломерных судов произошли с небольшим временным промежутком.

– Мы уже думали отчитаться: мол, в этом году обошлось без трупов. Но первый зимний месяц принес нам плохие новости, –  рассказал Вячеслав Кравченко. – Зима, одеты рыбаки плотно: всевозможные ватники, фуфайки, свитера. В воде одежда моментально намокает, и человек становится в полтора раза тяжелее. Более того, в воде температурой два-три градуса (а это проверено многими экспериментами) тонущий через несколько минут не может не то что себе помочь, но даже позвать на помощь.

Примечательно, все три трагедии произошли, из-за того что люди в какой-то момент потеряли равновесие. При этом в правилах четко прописано: перемещаться в движущемся маломерном судне нельзя. Это знают судоводители, которые сегодня проходят курс обучения в Государственной инспекции по маломерным судам Могилевской области. Как говорит Вячеслав Владимирович, группа небольшая, но занимаются курсанты исправно.

– Если на первые занятия водители маломерных судов ходят неохотно, то потом не пропускают ни одного. Еще и спасибо говорят, что дали так много нужной и ценной для жизни информации, – улыбается начальник областной службы.

Интересный факт – в Бобруйске проживают судоводителей (судя по количеству выданных удостоверений) в пять раз больше, чем зарегистрировано моторных лодок! Так, ряды водителей маломерных судов в 2016-м пополнили 60 человек в Могилеве и 55 – в Бобруйске.

Особый спрос, по словам моего собеседника, с водных лихачей – гидроциклистов. «Практически все гидроциклисты – нарушители, – говорит Вячеслав Кравченко. – Естественно, водный мотоцикл покупается, не для того чтобы с него ловить рыбу или катать бабушек. Как ни крути, это транспорт для экстремального отдыха».

На гидроциклистов жалуются и рыбаки, которым нужна тишина для клева, и отдыхающие, которые даже в воду боятся зайти. Начальник ГИМС предлагает отводить специальные места акватории для катания на гидроциклах. Особую проблему представляют водные лихачи на Чигиринском водохранилище. При этом, как заметил Вячеслав Владимирович, на Березине нарушителей куда меньше. «Рейды проводятся еженедельно, поэтому бобруйчане уже знают, что рисковать ни здоровьем окружающих, ни собственным кошельком не стоит», – заметил начальник службы.

Кроме Березины и Чигиринки, в числе излюбленных мест рыбаков и любителей экстремальных видов спорта Осиповичское водохранилище. В последние годы нашу реку облюбовали не только жители близлежащих городов, но и минчане. Оказывается, на Березине есть рыбацкие места от Селибы до Доманово, где яблоку негде упасть. Рыбная ловля с каждым годом становится все более популярной, поэтому работы инспекции не занимать. А учитывая, что рыбалка бывает не только летней, но и зимней, расслабляться не приходится и в холодный период года.

– История повторяется: только в начале декабре этого года утонуло рекордное количество людей по республике. Ноябрь ознаменовался для бобруйчан трагическим случаем на Тарасовом озере, когда под лед ушли отец и сын, – рассказывает Вячеслав Владимирович. – Позавчера услышал в автобусе разговор рыбаков. Один другого спрашивает, как тот съездил на рыбалку. «Подошел – промоина, перепрыгнул с берега на лед. Иду, лед по ногами трещит, дух захватывает», – делится впечатлениями «опытный» рыболов.

Я не понимаю, как можно так опрометчиво поступать – на отдыхе подвергать жизнь опасности. Даже при стандарте в 7-8 сантиметров льда я лучше подожду, когда будет 10, и только тогда буду собираться на зимнюю рыбалку.

Специалист знает, что лед ослабляет растущий тростник. Может варьироваться толщина льда и из-за бьющих ключей. Хороший показатель безопасности – продолжительная (недели две) морозная погода, даже если столбик термометра не опускается до критически низких температур. Но такое – заметьте – для Беларуси сегодня большая редкость.

Зато растаявшие водоемы – явление частое и повсеместное, и рыбаки смело выходят в оттепель на лодках и зимой. Вячеслав Кравченко предлагает перенять опыт соседних стран – России, Украины, Казахстана, где есть такое понятие, как закрытие навигации. «Если ты в этот период используешь маломерное судно, то будешь привлечен к административной ответственности. В Беларуси, к сожалению, к этому еще не пришли», – говорит мой собеседник.

А вот техническое освидетельствование, по мнению начальника службы, можно было бы и вовсе отменить. В противовес необходимо ужесточить ответственность за эксплуатацию технически неисправных судов. «Ведь если лодка в данный момент в отличном состоянии, это не значит, что она будет такой же на протяжении всего сезона. Ведь от выбоин никто не застрахован», – аргументировал Вячеслав Владимирович.

И у ГАИ, и у ГИМС нет цели оштрафовать нарушителя. Но на нашего человека, как говорят специалисты, предупреждения не действуют. «Уж поверьте, за пятнадцать лет моей работы в инспекции ни один рыбак, который клятвенно обещал в следующий раз надеть жилет, этого не сделал. Никто из тех, кто попадался повторно, нарушение не устранил, – улыбнулся начальник областной службы. – Просто каждый раз, садясь в лодку, нужно помнить, что ты отвечаешь не только за свою безопасность и безопасность пассажиров в лодке, но и людей вокруг. Что делать, если судно загорелось или за бортом тонут люди? Готовы ли вы сделать выбор и дальше с ним жить?..»

На Госавтоинспекцию водная похожа функциями, но при этом число водных инспекторов в Беларуси едва ли дотягивает даже до районного отдела ГАИ. А в этом году службу по Могилевской области и вовсе решили сократить с трех человек до двух. Как это отразится на работе инспекции, специалисты даже не берутся предугадать…

Беседовала Анна Сушкова, фото из архива "БЖ".