
Единственный в мире. Воспитанник Бобруйского аэроклуба Борис Ковзан выжил после четырех совершенных таранов
100 0

Бобруйчанам хорошо известно имя Бориса Ивановича Ковзана — Героя Советского Союза, единственного в мире летчика-истребителя, совершившего в годы Великой Отечественной четыре воздушных тарана и оставшегося при этом живым. Это он писал: «Сердце обливалось кровью, когда я узнал, что в первый день войны несколько бомб было сброшено и на родной Бобруйск». Неслучайно его именем названа улица в нашем авиагородке, ставшем сегодня полнокровным микрорайоном города на Березине.
Путь в небо
Родился Борис в российском городе Шахты, но вскоре отец – уроженец Бобруйска – перевез семью на свою малую родину. Уже в младших классах школы мальчик мастерил модели аэропланов и на состязаниях в Минске занял даже второе место. Наградой победителям было катание на самолете. Правда, Борис уже тогда сказал, что «на самолете не катаются, а летают». Перейдя в седьмой класс, парень одновременно начал учиться в аэроклубе, где первый прыжок с парашютом совпал с его днем рождения. Первый же самостоятельный полет стал праздноваться им с тех пор как второй день ангела – день рождения летчика.Весной в Бобруйский аэроклуб приехала комиссия из Одесского летного военного училища имени Героя Советского Союза Полины Осипенко. Отец Иван Григорьевич, простой почтовый работник, и мать Матрена Ивановна, домохозяйка, стали убеждать сына: дескать, трудно тебе будет, если в летчики пойдешь – там сила нужна! И на приемной комиссии юноша проявил свое упорство, когда на замечание доктора о недоборе веса почти в тридцать килограммов для его роста бойко выпалил:
– Товарищ военврач, обещаю подрасти и набрать нужный вес! Мне ж только семнадцать!
Всем смертям назло
29 октября 1941 года на самолете МиГ-3 19-летний Борис вылетел на сопровождение штурмовиков в район Загорска в Подмосковье. В воздушном бою с «мессершмиттами» подбил один из них, но при этом израсходовал весь боезапас. Возвращаясь на свой аэродром, на высоте 5 тысяч метров обнаружил воздушный разведчик противника. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашел «юнкерсу» сзади снизу и уравнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но пилот справился с управлением. Вражеская машина, кувыркаясь, пошла к земле. Победитель же приземлился на своем аэродроме.В 1942 году уже старший лейтенант Ковзан дважды применил этот рискованный прием воздушного боя – 22 февраля над Вышним Волочком на Як-1 таранил бомбардировщик противника, а 8 июля в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолете таранил вражеский истребитель. В обоих случаях совершил посадку на поврежденном самолете. А к середине июля 1942-го летчик 42-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта старший лейтенант Б.И. Ковзан совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолет противника.
Наконец, 13 августа 1942 года в районе Старой Руссы капитан Ковзан на Ла-5 обнаружил группу из 7 «юнкерсов» и 6 «мессершмиттов», с которыми пришлось вступить в неравный бой. Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после метких выстрелов задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине, одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс», и Ковзан направил свой горящий самолет на него. От удара обе машины развалились на куски. Нашего летчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6 тысяч метров он упал в болото, что и спасло ему жизнь. При падении сломал ногу, руку и несколько ребер. Это был его четвертый по счету таран. Подоспевшие колхозники вытащили раненого из трясины и доставили к партизанам, переправившим его через линию фронта.
Герои не умирают
24 августа 1943-го Борису Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Десять месяцев он провел в госпиталях. После лечения, уже с потерянным глазом, добился разрешения вновь служить в истребительной авиации. До конца войны сбил еще 6 самолетов противника...
Полковник в отставке Борис Иванович Ковзан жил в Минске, приезжал в Бобруйск. Помню его с Золотой Звездой Героя и двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды и медалями на парадном кителе. Невысокого роста, с ясными чертами лица, открытым взглядом и с энергичным южно-русским говором в рассказах о службе.Время неумолимо: 7 апреля исполнилось 102 года со дня рождения Бориса Ивановича Ковзана, а в августе будет 39 лет, как его нет с нами. В годы войны, начав ее младшим лейтенантом, он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев и сбил при этом 28 самолетов противника. Мемориальные доски в честь Героя установлены в Рязани и Минске, а имя его уже ровно двадцать лет носит улица в нашем городе на Березине.
Александр Казак. Фото из открытых источников интернета.