Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Честь великой служить Мельпомене

52 0

Честь великой служить Мельпомене

Дмитрий Нуянзин, теперешний главный режиссер, появился в Могилевском областном ­театре драмы и комедии им. Дунина-­Марцинкевича неожиданно для всех полтора года назад. К тому времени с главными режиссерами в театре было полное невезение: они менялись по разным причинам почти ежегодно, а театру так хотелось постоянства… И тут на тебе – подарок судьбы! Большой, колоритный, значимый, высокий, импозантный – мотор, одним словом. «Ну ­наконец-то!» – обрадовались все и решили проверить «мотор» в деле…

И началось! Актеры приглядывались к нему, он – к актерам. На сцене не диктаторствовал – позволял актерам раскрыться. «Приглядки» продолжались долго, пока стороны не изучили друг друга. Закулисная «разведка» изрыла весь Интернет в поисках творческой биографии нового режиссера и донесла: он – бывший главный режиссер Брестского театра кукол! Кукольник, значит?.. Это сейчас мы знаем от самого Дмитрия Анатольевича, что родился он в городе Ачинске – культурной столице Красно­ярья; что «заболел» театром в шестилетнем возрасте и начал свое кукольное актерство в детской студии народного театра кукол «Сказка»; что не пропускал еще и занятия в школьном драмкружке; что в 16 лет – первый бенефис в народном кукольном театре Ачинска; что успешно закончил Харьковский институт искусств на кафедре режиссуры театра кукол в 1994 году; что еще студентом 4-5 курсов был главным режиссером кукольного театра в Ивано-­Франковске; что в студенческие каникулы умудрялся по приглашению Севастопольского театра для детей и юношества «На Большой Морской» режиссировать рок-­мюзикл «Овод»; что его заметил директор Брест­ского театра кукол и пригласил на должность главного режиссера (с 1994-го по 2014-й); что по персональному приглашению ставил еще и разовые спектакли в разных театрах России, Украины, Беларуси; что в 2014-м ­все-таки вернулся в родные края и возглавил режиссуру в Ачинском драматическом театре (до 2022-го); что с января 2023-го он уже у нас… Все!

Сегодня в арсенале режиссера Д.А. Нуянзина 144 постановки… Этим все сказано! Актерская «разведка» ­наконец-то успокоилась… «Пробный шар» (первая постановка нового режиссера на бобруйской сцене) стал для города настоящей сенсацией. Спектакль-­фантасмагория (а это бредовое видЕние, то есть то, чего не может быть) «Ангелы не плачут» по пьесе Аси Котляр получился неожиданно смелым и по форме, и по содержанию. …Это не лирика, не драма и не комедия. В нем смешались мистика и реальность, черное и белое, добро и зло. Что лучше: смириться пред ударами судьбы или бороться, чтоб не опуститься на дно жизни? Спектакль заставляет зрителя вывернуть мысленно и себя наизнанку. А это дорогого стоит! Стало ясно, что в театре появился режиссер-­экспериментатор, творческая смелость которого ломает все сложившиеся стереотипы. А это значит: зрителя ожидает богатая палитра жанров, актеров – малоизвестный драматургический материал, уникальность репертуара, напряженная, интересная и, возможно, экспериментальная работа!

«Для меня важно сделать спектакль зрелищным, чтобы зритель ощущал праздник, отвлекшись от повседневных забот, чтобы он отдохнул душой. Иногда нужны и пустые комедии, и умные спектакли, чтобы бурлила между тем на сцене жизнь безудержной энергией вулкана, – убежден режиссер. – Театр не должен превратиться в музей, он должен реагировать на любые моменты извне. А чтобы было именно так, нужно найти такую пьесу, чтоб она была эксклюзивной. Это раз. Интересна зрителям. Это два. Кассовым материалом. Это три. Творческим вдохновением для актеров. Это четыре. И удовлетворением постановщика. Это пять». …Так вот, энциклопедические знания Дмитрия Анатольевича в области драматургии позволили ему найти такой материал и снова удивить зрителя оригинальностью и режиссерской смелостью следующего спектакля уже в полновластной роли главного режиссера.

Фарс «Наследники Рабурдена» Эмиля Золя поднимает бессмертную тему всех времен и народов, актуальную, к сожалению, и сегодня: деньги, наследство, родственники. Жанр фарса, а это «комедия легкого содержания с внешними комическими эффектами», позволил режиссеру гиперболизировать сценическое действо и приблизить его к современности. Хит­росплетения сюжета, родственное коварство без любви, плутовство в связке с обманом – все это в яркой, динамичной, смешной и порой утрированной форме не оставило в зале ни одного равнодушного зрителя. Это был успех!

Не осталась незамеченной работа нового главного над сценической композицией по роману Бориса Васильева «В списках не значился». Премьера спектакля о героях Брестской крепости в первые дни вой­ны состоялась на фестивале «Перамога» весной 2023 года на сцене Купаловского театра в Минске. И эта работа тоже была признана необычной, спорной, дискуссионной – короче, не общепринятой как по форме, так и по содержанию… Ну не умеет и не хочет он работать по шаблону и трафарету! Индивид, одним словом.

А еще… Он любит режиссерски балансировать на стыке жанров. Взять хотя бы его спектакль «Нестерка» по пьесе Виталия Вольского, сделанный в жанре мюзикла-­эскапады, то есть музыкальной экстравагантной выходки. Казалось, ну как можно осовременить классическую белорусскую комедию восьмидесятилетней давности? Но ведь разрушил все каноны и стереотипы! Собрал неуемную команду творческих людей, вдохновил всю труппу актеров, задействовал мастерские не только нашего театра – и получился спектакль зрелищный, яркий, полный народного юмора, песен и танцев. Думаю, что зритель получил порцию эстетического удовольствия, потому что и сейчас (после премьеры прошло полгода) в конце такого праздника в зале долго не смолкают аплодисменты.

«Мальчишки и девчонки, а также их родители» тоже своими ладошками высоко оценили новогодний подарок Дмит­рия Анатольевича – сказку Е. Шашина и Н. Кузьминых «Следствие ведет Снеговик», поставленную в нескучном жанре мюзикла-­переполоха. А как иначе? Ведь новый главный режиссер – с детства настоящий выдумщик сценических приключений и неожиданных событий с обязательным хеппи-эндом.

Он заряжает своим жизнелюбием всех вокруг. Театр воспринимает как часть семьи. Смело ломает репертуарные стереотипы. Играет сам очень харАктерно и смешно в брачном водевиле режиссера Натальи Кашпур «Божьи одуванчики» по пьесе Андрея Иванова. А еще он удивляет энциклопедическими знаниями в области мировой драматургии. Эрудит, одним словом. Тактичен, дипломатичен, симпатичен, в меру амбициозен и тщеславен. В нем планов громадье! Вот и сейчас на финишной прямой спектакль «Воробей и Ангел» – сценическая композиция по мотивам автобиографических очерков и песен Марлен Дитрих и Эдит Пиаф. Это сценический рассказ о дружбе и трагедии двух великих… Заинтриговала? Следим за афишей…

«Да, я всю свою работу делаю чужими руками, – расплывается в улыбке Дмитрий Анатольевич, – директора, бухгалтера, администратора, художника, композитора, балетмейстера, осветителя, монтировщика, декоратора, костюмера, звукооператора и, конечно же, артиста. Значит, все мы – соавторы и праздник сегодня у всех! И все МЫ служим Мельпомене!

С Международным днем театра, дорогие коллеги!»

Лина Ефремова.

Фото из архива режиссера.