0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Ал. Палиндром

За нотой «де» нота «ре»… На смену дебюрократизации идет ребюрократизация?

99

Только перешел было к заключительному абзацу статьи об успехах службы «одного окна», практики электронных обращений граждан, заказа через интернет железнодорожных билетов в нашем городе, как в дверь позвонили.

На пороге стояла немного смущенная, очевидно, необычностью своих действий, женщина с ведром и метелкой у ног и листом бумаги в руке. «Подпишите, пожалуйста, что вы не имеете претензий к уборке подъезда…» Скользнув взглядом по трем ступенькам лестницы и четырем квадратным метрам площадки, что были видны из двери, автоматически расписался в подобии некой ведомости, где уже стояли автографы соседей. «Это что же, изобретение нашего ЖЭУ или предписание свыше?» – поинтересовался у блюстительницы чистоты. Та, не отрываясь от подсчета голосов, отданных за ее работу, только показала ручкой вверх.

Будто взмахом волшебной палочки, унесло это движение обыкновенной шариковой ручки мои мысли ко временам тотального учета и контроля, к полузабытой интермедии Райкина о справках, к вечной нашей борьбе с бюрократией и к неиссякаемости бумаготворчества в эпоху всеобщей компьютеризации. Думалось, что придет новое поколение с айфонами-смартфонами и отречется от старого мира бюрократии, с чистого листа начнет поход в светлое будущее. Ан, как говорят, нет! Тут младоуправленцы остаются верны традициям. Не раз приходилось видеть, как ответственные работники, принимая меры по жалобам и обращениям граждан, просили подписать их соответствующую справку об отсутствии претензий к исполнителям.

Что-то похожее повторяется в нашей системе ЖКХ и сейчас. Ведь все понимают, что жильцы подписывают придуманный документ формально, доверяя добросовестной, в моем случае, техничке. В случае возникновения претензий к чистоте подъездов руководство любого ЖЭУ предложит квартиросъемщикам утереться подписанной ими же бумагой: «Вы же сами подписали!» 

То есть встает вопрос о неформальности приема работы той же уборщицы. То есть каждый подписант должен, по мнению авторов нововведения, сначала убедиться в качестве наведенного порядка, а уж потом удостоверить его. Представим на секунду, как тетя Маша заглядывает под  лестницу, находит там бутылку из-под «Осенней мелодии» и предупреждает о депремировании работницы с метелкой. Или дядя Ваня, грозно указывая на непросохшую лужу со специфическим амбре, металлическим голосом говорит: «Не подпишу».

Мне совсем не кажется, что наделение правом подписи грешных жильцов – эффективный метод повышения качества работы подчиненных или совершенствования обратной связи с обслуживаемым ими контингентом. Более того, я уверен, что введение такого документооборота – ничто иное как перекладывание работы на проживающих в коммунальных домах, страховка и перестраховка от возможных с ними инцидентов у чиновников от ЖКХ. Хотя, предполагаю, в немалом штате городского предприятия этой отрасли преду­смотрены люди при должностях, в обязанности которых входят и проверка, и засвидетельствование качества работы подчиненных.

Сосед Василий в ходе обсуждения этой проблемы высказался еще определеннее: «Ежели мы принимаем подъезд, так пусть ЖЭУ и заплатит нам за контроль».

Опять же на секунду представим себе, что завтра почтальон придет с ведомостью, где нужно удостоверить, что он опустил газету в ваш почтовый ящик. Или водитель мусоровоза, вывозящего баки с контейнерной площадки, пойдет по этажам с подписным листом. Или сантехник, включавший на днях отопление в вашем доме и заверивший этот факт официальной бумагой, не хочет вернуться и развоздушить трубу в спаленке у бабушки Кати…

Между тем никто нормативные документы по дебюрократизации в нашей стране не отменял. В соответствующем указе в редакции от 23 марта 2015 года, например, говорится: «…при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан». И еще рекомендуется обеспечивать: «…исключение надуманных и необоснованно затратных требований». Мне очень жаль нашу уборщицу, которой не только прибираться в подъезде нужно, а еще и обходить квартиры жильцов с бланком, где они должны поставить охранительные для бюрократов закорючки. Да и собственного времени жалко, особенно когда пишешь об успехах дебюрократизации.