0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Александр Удодов

Страсти вокруг не виденной «Матильды»

100

26 октября должен выйти в прокат фильм Алексея Учителя «Матильда» о романе цесаревича Николая Александровича и балерины «Мариинки» Матильды Кшесинской. Увидеть его смогут и бобруйчане. Как сообщил директор предприятия «Бобруйсккино» Юрий Себрукович, заключен договор с компанией-правообладателем фильма в Беларуси «Гельварс Синема», и «Матильда» будет показана в кинотеатре «Товарищ» с 26 октября по 15 ноября.

Казалось бы, вполне рядовое для кинематографа событие. Если бы не одно но… Дело в том, что фильм еще не вышел, а шумиха вокруг картины поссорила многих. Две крупные киносети – «Синема парк» и «Формула кино» – отказались от показа «Матильды» из-за возможных угроз безопасности. В некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!» против выхода фильма. Произошла серия поджогов: в Петербурге неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя.
Во главе борьбы за запрет фильма стоит депутат российской Государственной думы, экс-прокурор Наталья Поклонская.

Вот выдержка из заключения неких экспертов, которых нашла Поклонская: «Применение создателями фильма «Матильда» приемов направлено на формирование вполне определенных, крайне оскорбительных для православных христиан – верующих Русской православной церкви, издевательски девальвированных (литотизированных) и пейоративно и дисфорически денигративных образов канонизированных как святых (царственных страстотерпцев) Николая II (Романова) и его супруги Александры Федоровны. Указанные приемы реализованы с высокой степенью провокативности и пейоративности».

Несколько раз перечитал этот перл и ничего не понял. Бьюсь об заклад, что и 99 процентов православных верующих такие мудреные слова видят впервые. 

Примечательно, что большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии у них вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви. Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Но здесь нужны уточнения.

Собор в данном контексте – это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми», а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие же картины происходит задолго до этих событий.

Если помните, при советской власти «широкая общественность» клеймила книгу, которую никто не читал, и шельмовала ее автора. Теперь «православные активисты» клеймят фильм, который еще никто не видел.

Вот сюжет фильма телеграфным стилем. У молодых людей роман. Ему 24 года, ей 19. Какие страстотерпцы? Просто Коля и Мотя (или Ники и Малечка – кому как нравится). Роман продолжался два года, ровно до того времени, когда отец Николая император Александр III  дал согласие на брак сына с принцессой Алисой. После этого – ни-ни! Это, скорее, говорит о высоких моральных качествах наследника.
Может возникнуть вопрос: а чего это они так возбудились? Ведь речь идет о событиях более чем 100-летней давности. Но это только так кажется.

Матильда Кшесинская теоретически вполне могла рассказать свою историю, например, нам, старшему поколению, ведь Матильда Феликсовна умерла в декабре 1971 года, и мы вполне могли быть в числе ее благодарных слушателей. А может, и рассказала кому-нибудь. Кто знает…

Из-за скандала с «Матильдой» компания «Гельварс Синема» организовала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, в которую входил и представитель церковного духовенства, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат.

Кстати, перед этим глава Белорусской православной церкви митрополит Павел также призвал прихожан не ходить на фильм «Матильда». Но решение о прокате фильма  в Беларуси было единогласным, ибо в нем есть художественный вымысел, но крамолы нет.

Что ж, нам осталось только посмотреть новинку и оценить ее.