0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Александр УДОДОВ, журналист
Александр УДОДОВ, журналист

С банком не играй ва-банк

2 718

Уж сколько раз зарекался не иметь дело с банками, но все равно иногда приходится делать это при скудной зарплате. Да, купив вещь в кредит или рассрочку, решаешь с помощью банка свой вопрос. Но нередко потом, при погашении долга, возникают такие проблемы, что уже жалеешь, что с банком связался…

Помнится, где-то лет десять назад имел неосторожность взять в одном из банков валютный кредит, которые вскоре, по настоятельной рекомендации Нацбанка, прекратили выдавать. В то же время резко подскочил курс доллара, возникли проблемы с его покупкой. А платежи требовалось вносить регулярно, причем только в валюте. Пришлось срочно искать знакомых, у которых водились «лишние» доллары, просить взаймы и гасить кредит.
В другом банке брал крупную сумму в белорусских рублях. Во время ее возврата периодически начала расти ставка рефинансирования, а соответственно, и процентная ставка за пользование кредитом. При очередном ее повышении, когда платеж начал съедать большую часть зарплаты, пришел к выводу, что кредит нужно гасить досрочно. Благо, нашелся добрый человек, который ссудил нужную сумму, причем без процентов. Правда, при внесении платежа в банке недовольно покривились, ведь они теряли клиента, к тому же сразу после оформления кредита банк прислал мне подарок – мультиварку…
А в прошлом году опять прибегнул к услугам банка. Кредит был небольшой, погашать его начал с превышением суммы ежемесячных платежей, чтобы быстрее рассчитаться. В итоге уже в начале июня вся сумма кредита с процентами была перечислена банку, хотя последний платеж можно было сделать аж в ноябре.
Но, как говорится, руки умыл рано.
Спустя почти четыре месяца позвонили из банка и «обрадовали»: оказывается, я остался должен и нужно рассчитаться. Начал разбираться, сверяясь с квитанциями по платежам. А оператор банка заявляет: «Нужно было за три дня преду­предить о досрочном погашении кредита». Позвольте, но такого пункта в договоре нет! В нем сказано, что суммы, перечисленные сверх ежемесячных платежей, автоматически зачисляются в счет погашения долга. При обращении в бобруйский филиал банка получил ответ, что у них якобы нет базы данных о кредитовании и нужно звонить в Минск. Ничего вразумительного не ответили и из головного офиса, лишь предупредили, что пеня растет ежедневно. Решил, что трепать нервы – себе дороже, и перечислил требуемую сумму, к тому же она была небольшая. Вот и верь после этого кредитодателям, которые найдут любую уловку, чтобы больше урвать себе…
Ростовщиков не любили с давних времен. Современные ростовщики – банки. Банк ныне – мощная кредитно-финансовая организация, оказывающая услуги населению. У большинства банков оплаты и переводы можно сделать, даже не вставая с дивана: воспользовавшись онлайн-банком, через интернет или мобильный телефон. Казалось бы, живи и радуйся, однако не все так просто. Мы в обычной жизни мало задумываемся над вопросом, а что же с нас за все это имеют, неужели только процент при проведении определенных операций? А пора задуматься над тем, как банки обманывают клиентов.
При выдаче кредитов они делают это очень просто: в основном скрывают или недоговаривают информацию, которую необходимо знать заемщику. Например, современный «ростовщик» предлагает якобы дешевый кредит, по ставке, скажем, 5 процентов годовых, в то время как у других банков она 25-30. Конечно, клиент идет в банк со ставкой 5 процентов. Но есть момент, который не озвучивается банком до конца – комиссия. Ее взимают в дополнение к ставке. И делают это ежемесячно. Как правило, комиссия не так велика и составляет 1-2 процента в месяц, что кажется мелочью и усыпляет внимание заемщика. Но при этом переплата получается огромной.
Несколько обнадеживает, что Нацбанк запретил коммерческим банкам рисковать и обманывать население при выдаче кредитов. Например, с 1 мая этого года ежемесячный платеж по потребительским кредитам физическим лицам не должен превышать 40 процентов от их ежемесячного дохода. Среди других новшеств – введение унифицированной формы информации об условиях кредитования, которую банки обязаны предоставить клиенту. В частности, они должны сообщать о бесплатном способе возврата кредита, а также о наличии услуг, оказываемых банком за отдельную плату. Кроме того, Нац­банк решил устранить возможность сокрытия банками важной информации посредством впечатывания ее в кредитный договор мелким шрифтом, поэтому ввел ограничения на размер шрифта в договорах (не менее 12 пунктов).
Тем не менее, лазейки, на которых банкам еще можно заработать, остались. И эти «кредитные нюансы» пока не регулируются законодательно, а значит, использовать их для увеличения заработка никто не запрещает. Так что, уважаемые кредитополучатели, будьте бдительны!