Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Лилия Шайхова, журналист

От сентября к маю

375

Несколько дней сентября... Самые популярные разговоры – о школе и школьниках. И я слушаю эти разговоры с тайным ожиданием счастья. Потому что скоро мои мучения прекратятся: старший сын учится последний год, а младшей до первого класса еще далеко. Как же прекрасно я заживу – пусть всего несколько лет – без постоянных школьных проблем, без домашних заданий и родительских собраний. Дожить бы до мая!

Может, я отношусь к меньшинству, но мы – есть. Те, кто вовсе не считает школьные годы чудесными. Разочарование школой началось с первого сентября далекого года, когда меня грубо взяла за плечо моя «первая учительница-вторая мама» и заставила сесть за парту с девочкой, с которой мы ухитрились подраться прямо на линейке. Это был такой воспитательный момент. Но ни мне, ни той девочке никакой пользы наше сидение вместе не принесло. Ну а затем и вовсе попер кошмар. Каждый (!) день я приносила из школы в импровизированном дневнике-тетрадке замечания, написанные красными крупными буквами с нажимом. Тетрадь я сохранила и иногда перечитываю. «Копалась в портфеле после звонка», «Ушла из столовой без строя», «Смотрела в окно», «Принесла в школу куклу», «Шевелилась во время чтения»… Непростительные преступления для шестилетки, не так ли? И самое обидное, что вместе с замечанием обязательно ставилась огроомная двойка по тому предмету, на котором я так ужасно себя вела. Математика – 2, письмо – 2, чтение – 2,… 2, 2, 2… При этом в журнал шли лишь реально заработанные мной пятерочки и первый класс я окончила с благодарностью – «за отличную учебу и поведение» было написано в листе с золотой каймой. Так я получила первый урок лицемерия взрослых. Ведь журнал для пер- воклашки – пустой звук, а вот красные двойки в дневнике – трагедия. К счастью, моя мамуля прекрасно поняла ситуацию и не ругала за замечания и «лебедей». Да и мой характер позволил вполне индифферентно относиться к безумствованиям учительницы. А если бы мама ругала? А если бы я переживала до истерик, как делала это моя одноклассница? Хотя с другой стороны, обидно ведь до сих пор… К счастью, во второй класс я пошла уже в другой школе, к другой учительнице – спокойной, мудрой, справедливой. Но следующий урок уже был усвоен: люди переживают войну, тюрьму, каторгу, а школу – уж как-нибудь. Так и пережила все одиннадцать классов, затаившись на задней парте. Это еще одна школьная «мудрость»: будешь вести себя тихо – плохую оценку точно не поставят. При этом учиться новому, интересному, нужному я люблю до сих пор. А в школу ходить – наказание. Лучше всего об этом сказал мой одноклассник, когда прозвенел последний звонок: «Ну, вот и свобода! Наконец-то отсидел!» Как будто срок отмотал… В школе он был слабенький троечник, а в жизни добился многого, вопреки всем учительским предсказаниям. Может, и правда – сбросил оковы? Грустно у меня получается как-то… Как будто школа, и правда, наказание. Нет, были и прекрасные учителя. Наставники. Помню их уроки до сих пор. Но в целом счастливой и свободной я стала лишь взрослой. Когда не надо бояться несправедливой оценки, когда есть право оценивать все самой. Возможно, корни проблемы кроются в том самом первом классе и первой учительнице, которая напрочь отбила все желание учиться и «шевелиться во время чтения». А заступиться за меня мама не могла – время было другое, и устраивать разборки в школе было не принято. Отмечу, что и настоящих педагогов тогда было больше. Не хочу обидеть современных учителей, но наших детей учат совсем другие люди. Время изменилось, почему же не измениться человекам? Не раз становилась невольной свидетельницей учительских откровений о том, как бесят их ученики. Справедливости ради отмечу, что палка о двух концах, и век компьютерных технологий постепенно изменяет наших деток отнюдь не в лучшую сторону. При этом (еще одна беда современности) каждый родитель обязательно думает про свое чадо, что оно лучше всех на свете. И когда учитель вызывает такую «апантаную» мамашу для серьезного раз- говора, получается только хуже. И как я уже писала, закладываются столь сложные отношения со школой, думаю, еще с детства родителей: были счастливы школьниками мама и папа или нет. Как бы там ни было, подсознательно мы дарим своим детям свое отношение к окружающему миру в це- лом, и к школе в частности. Ради ребенка я научилась различать два понятия: школа и знания. Знания – это то, что работает на меня. Они дают определенный уровень, который помогает мне в принятии решений. А школа – это место, где я получаю знания. И еще должна быть цель. Делать что-то бездумно – пустая трата времени, а делать что-то для чего-то – уже совсем другое. Собирать пазлы, не видя картинки, которая должна получиться, трудно, а если ты видишь, какой должен быть результат и тебе он нравится, то ты рад каждому незначительному шагу на пути к цели. В какой-то момент это сработало, и школа перестала казаться источником зла. Поэтому хочется пожелать всем родителям, 1 сентября вступившим в захватывающий круговорот событий под названием школа: пусть учеба будет вам не в тягость, ведь учиться предстоит именно вам. Приятных родительских собраний, на которых не придется краснеть и душевных классных руководителей. И пусть быстрее наступит май.