0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Юлия БОГДАНОВИЧ, журналист
Юлия БОГДАНОВИЧ, журналист

Оценки – не показатель

519

Первая неделя осени промелькнула… Теплая, уютная, прекрасная творческая пора, спокойно любоваться которой мама Вовочки себе позволила, когда закончилась учеба и в школе, и в университете. Краски разноцветные и яркие, такие же самые, как и всегда. Только заметить их великолепие и насладиться ими она осознанно смогла лишь тогда, когда не довлели мысли об оценках, уроках, контрольных работах и сочинениях, семинарах и коллоквиумах, экзаменах и курсовых…

Мама у Вовы с самого детства была круглой отличницей. Его бабушка и дедушка тоже очень хорошо учились и в школе, и в институте. Но это только в начальных классах учеба была нетрудна для мамы-перфекционистки, а потом уже груз ответственности давил так, что уроки готовились до часу ночи, факультативы, олимпиады и даже художественная школа... С одной стороны, радость и гордость родителей, а с другой – отсутствие свободного времени, ощущение «белой вороны» и постоянный стресс… Было бы стыдно прийти в школу неподготовленной хотя бы по одному предмету. Кто-то мог себе позволить не прочитать или не выучить, но не эта девочка…

А вот мальчик Вова с самого рождения пытается быть против системы и нормативов. Сначала он плохо держал голову, а его мама беспокоилась! Как же не беспокоиться: все держат, а он не держит! Но к двум месяцам Вовик уже этот пункт программы выполнял. Смело зашагал раньше нормы, и к году у него был приличный запас слов. Только вот пользоваться ими этот умняга не хотел. А зачем, когда мама-отличница и любящие родственники понимают без слов – по выражению лица и кивку головы? Конечно, беспокойству от этого не было предела... Но время идет, и вот Вовка рассказывает наизусть самое длинное стихотворение для Деда Мороза, а потом выдает ошеломительное для окружающих: «Мама, у меня есть гипотеза!»

Помня, какой ценой доставались хорошие отметки, Вовина мама сказала себе и окружающим, что за двойки ругать сына не будет.

А еще ее очень порадовала информация, что в некоторых странах, например, в Дании, совсем отказались от отметок. Дети пишут тесты, но никто не озвучивает им отметки. Потому что быть лучшим – не главное, важнее развивать личность каждого ребенка и помогать ему найти свое место в жизни, чтобы быть счастливым. Востребованными качествами считаются креативность и инициативность, а не способность запомнить наизусть параграф из учебника.

Датчане также считают важным, чтобы школьники и студенты получали удовольствие от учебы, а не воспринимали ее как бесконечное страдание с перерывами на выходные и каникулы.

Но у датской системы есть недостатки, потому что система ориентирована на большинство и велик риск «потерять» небольшой процент талантливых учеников, которые способны на большее, то есть самым одаренным может не хватать поддержки для развития потенциала. Вот тут тоже кому-то не хватает содействия. А надо, чтобы каждый и ребенок, и взрослый чувствовал поддержку и принятие.

Пора, когда ставят оценки Вове и, как казалось, его маме, началась очень быстро. «За двойки ругать не буду!» – сказала мама, но надежда на то, что у Вовы двоек не будет, все-таки была в большей степени уверенностью, что ругать не придется. Это оказалось сложнее всех экзаменов и тестов. Нервный срыв был практически обеспечен.

Потому что система координат в обществе совсем не такая, чем эта мама установила для себя.
Потому что всех и каждого оценивали и оценивают даже вне школы. Потому что родители считают отметки детей критерием и своей успешности, хотя это всего лишь степень подготовки по определенной теме. Это не оценка умственных способностей ребенка и его самого в целом, это субъективный показатель усвоения программы. Любая отметка ниже отлично – ни в коем случае не причина считать себя плохим родителем. Это лишь обозначение того, что есть к чему стремиться, узнавать новое и интересное.

Отметка – это субъективность, а любовь – понятие безусловное, которое не зависит от цифр в дневнике.

Самое важное для Вовиной мамы – чтобы ее сын чувствовал себя счастливым. Он умеет дружить и любить, умеет сопереживать и делиться. А за это отметки не ставят. Но этого и нет в школьной программе...