Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Маргарита БУШУЕВА, журналист
Маргарита БУШУЕВА, журналист

Не слишком ли рано?

3 797

Маше 5 лет. Она ходит на танцы, на занятия по-английскому и еще в школу развития (а как же, ведь через год ей за парту!). После детского сада каждый вечер у нее занят получением новых, полезных и интересных знаний. Так считают Машины родители, которые двумя руками за раннее развитие ребенка. Девочка же любит танцевать, а вот английский ей совсем не нравится. И в школе развития надоело буквы с цифрами писать, разве что рисовать здорово и поделки делать. Но, хочешь не хочешь, Маше приходится мириться со всеми занятиями, потому что мама и папа решили видеть дочку умной и развитой (кому же из родителей этого не хочется). А потом значительно так рассказывать знакомым об успехах собственного чада. Красота! Престиж!

Наверно, любая мама (особенно молодая и с первым ребенком) заморачивалась вопросом раннего развития малыша. На детских площадках это о-очень модная тема. Пока детишки ползают в песочнице, мамы на лавочке оживленно обсуждают, чему уже научились их ненаглядные дочки и сыночки. А то и вообще крохи в колясках выгуливаются, потому что ходить еще сами не умеют, а их родительницы уже планируют, куда можно записать недавно вылезшего из пеленок ребенка. Помню, знакомая возила дочку, которой только исполнилось 7 месяцев, на развивающие занятия, и потом с некоторой долей гордости делилась впечатлениями, как ее Юленька устает за 20 минут активных упражнений и сразу потом засыпает. Вот спрашивается: зачем 7-месячному ребенку эти элементарные «развивайки», ради которых надо ехать в другой район города, если в домашних условиях можно делать то же самое?
Сама попробовала наступить на те же грабли. Когда сыну скоро надо было собираться в детсад, решила поводить его на развивающие занятия, чтобы социализировать к обстановке. В итоге после нескольких посещений поняла, что побросать мячик и сложить кубики по цветам и размерам мой ребенок может и дома. После историй знакомых и собственного опыта сделала логический вывод: при желании каждая мама в «малышовый период» сама прекрасно справится с теми занятиями, которые предлагают в подобных кружках за деньги.

Недавно Белстат и ЮНИСЕФ представили итоги многоиндикаторного обследования. Выяснилось, что в нашей стране 87% детей 3-4 лет развиваются в соответствии с возрастом. При этом наибольший индекс детского развития в раннем возрасте зафиксирован среди тех, которые посещают программы раннего обучения (88%). У ребят, которые не посещают такие программы, значение индекса – 77%. Небольшая разбежка, правда? Еще, по данным исследования, 97% взрослых читают детям книги, учат считать и рисуют, вместе играют и поют. А вот это здорово! Мне кажется, что именно такие совместные занятия с близкими дают маленьким детям в развитии гораздо больше, чем модные кружки, предлагающие научить читать раньше, чем ходить.

Конечно, я сейчас говорю исключительно о малышах. Совсем другое дело, когда подросший ребенок сознательно выбирает занятие и с удовольствием посещает объединение по своему интересу, а не по желанию родителей. И даже не одно – есть ведь очень активные ребятишки с разносторонними увлечениями. Как в стихотворении Агнии Барто:

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованию
Тоже все голосовали.
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Чудесно, когда ребенку все эти занятия в радость. Но не когда мальчик всей душой хочет танцевать, а папа записывает его в спортивную секцию, потому что это «мужское дело, а не какие-то девчачьи танцульки».

Но вернемся к раннему развитию. У одного детского психолога нашла замечательную фразу: «Если росточек дергать, чтобы он рос быстрее, можно его покалечить». Наверно, не стоит из благих намерений раньше времени впихивать в малышей запас знаний «на вырост». Лучше просто предоставить детям развиваться в соответствии с их возрастом, возможностями и интересами. Пусть больше двигаются, играют, учатся налаживать отношения со сверстниками, дружить, обслуживать себя в быту. А то получается потом, что «маленький профессор» в детском саду умеет считать и читать, а шнурки завязать и колготки надеть самостоятельно не научился, да и с детьми общается с трудом. Всему, как говорится, свое время.