Ал. ПАЛИНДРОМ
Нам любые дороги дороги
4 749
«Эх, дороги…» – слова из некогда популярной песни не раз всплывали в памяти при передвижении по Беларуси еще каких-нибудь десять лет назад. Потом за них – межгосударственные и межобластные – взялись. И вскоре, приезжая каждый год из Москвы через Минск в Бобруйск на автомобиле, известный выпускник нашей школы №1, ученый и писатель Иван Дмитриевич Егоров говорил мне: «Вот это автострада! Это не дороги Смоленщины, остающиеся в одном состоянии со времен писавшего о них с «дорожной тоской» Константина Симонова». Я, конечно, гордился страной. А теперь только сожалею, что не успел Иван Дмитриевич проехать по такому же автобану из нашего города в Гомель…
Но симоновские строчки «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» всякий раз срываются с губ на рытвинах и колдобинах пусть и асфальтовых дорог где-нибудь между Турками и Бирчей, Вороновичами и Туголицей, поворотом с трассы и Петровичами. Мороз и солнце, соль и вода делают свое пагубное дело, и еще осенью гладкое покрытие весной превращается в изъеденное оспой выбоин и проплешин полотно. За оказание помощи раненым дорогам принимаются рабочие в ярких одеждах. Порой, невзирая на дождь, накладывают они пластыри и тампоны асфальта на образовавшиеся фурункулы и язвы. А случается, утомленные первым весенним солнцем дорожники не спешат выехать на страдающие пути сообщения местного значения... В общем, как сменяются поры года, так же регулярно происходит латание дыр на наших междеревенских коммуникациях.
Два года назад с целью недопущения ухудшения дорожной сети в республике Правительством была принята соответствующая государственная программа, рассчитанная до 2020 года. Сеть местных автомобильных дорог в Беларуси сегодня составляет почти 71 тысячу километров, твердое покрытие имеют около 60 тысяч из них. «К 2020-у мы основные местные дороги должны закончить. И закончим. Прежде всего имею в виду связь областных центров с районными и связь районов с агрогородками. Здесь дорожная связь должна быть нормальной, устойчивой. А кое-где мы пойдем и на средние, малые деревни», – сказал тогда в послании к народу и Парламенту Глава нашего государства.
И вот 2020-й наступил – как никогда рано дачники устремились необычайно атипичной зимой к теплицам, грядкам и садам. Для дорожников же действительно неожиданно наступила весна – кое-кто даже успел шлепнуть гудроновые оладьи на мартовские проплешины. Затем начались компенсированные природой холода и атмосферные осадки. В апреле впрягшиеся уже в сезонные заботы дачники только чертыхались на отдельных отрезках дороги, например, от «вишневского кольца» до Брожи. Проезжая по ней, не раз видел ремонтников, работавших крупногрупповым методом, когда один-два в ярких оранжевых жилетах с шуфлем и катком, а остальные – как голландские болельщики на футболе. Но к концу мая они справились с антивирусной задачей – сейчас только камешки отсева из-под колес летят. Десятки горожан успешно самоизолируются от пандемии с помощью дачных заборов, лопат, вил и, конечно же, шашлыков.
Проезжая по главному проспекту нашего Форштадта, кстати, приведенному в образцовый асфальтово-бордюрно-остановочный порядок, и наблюдая отходящие от улицы Кирова веточки-улочки-проулочки, нередко думаю: как на Бобруйщине необходима сосудистая терапия дорогам между деревнями, так и в ее столице требует, наконец, внимания остающаяся без таковой кровеносная система второстепенных улиц и переулков.
Не секрет ведь, что иногда в полусотне метров от вполне благоустроенных магистралей нас встречают печально-пасторальные вполне себе сельские грунтовые дороги даже в центре города. Пусть не артерии, но вены и капилляры эти улочки-переулочки. И они обеспечивают жизнедеятельность бобруйчан. А потому должны быть без холестериновых бляшек кочек и прочих неровностей, отшунтированы грейдерами и отстентированы тротуарами. Ведь нам, как поется в песне, любые дороги дороги.