Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Ольга Хотько, журналист
Ольга Хотько, журналист

Хотите узнать французов, смотрите их кино

471

Франция, славящаяся на весь мир сырами и винами, радует людей не только плотскими утехами, к коим, безусловно, относится еда. Не меньшее удовольствие принесут любому и фильмы, снятые на родине Жанны Д’Арк, Наполеона, Жюля Верна и Коко Шанель, не только вызывающие улыбку (а порой и безудержный хохот), но и заставляющие поразмышлять о вечных ценностях.

Еще когда французский кинематограф только-только и крайне редко стал появляться на советских экранах, помню, меня поразило: как можно из мелочи (да практически из пустоты) раздуть историю, способную рассмешить до колик в животе и обязательно поднять какую-то проблему или жестко пройтись по недостаткам? Причем критикуют французы все – от негативных черт характера отдельно взятого индивида до обнаглевших властолюбцев. И делают это, замысловато сочетая фантастику с реальностью, а правдоподобное с карикатурой.

Конечно же, отдельным пунктом следует выделить картины с Луи де Фюнесом в главной роли. Этот маленький и очень эмоциональный человек, корчивший гримасы и производивший массу резких движений, веселил зрителей в качестве полицейского, браконьера, бизнесмена, ресторанного ревизора, скупердяя, башмачника, изобретателя и даже раввина. Возможно, молодежь, привыкшая к крутым компьютерным спецэффектам, будет разочарована и скажет, что это примитив. Но в том-то и приятность, что можно хохотнуть над простыми жизненными ситуациями безо всякого глубокого подтекста. К тому же, не всякий и комик упадет в нужном месте или, запнувшись, распластается так виртуозно, что вызовет гомерический смех…

Не отстают от главного действующего лица «Фантомасов» и «Жандарма» его не менее талантливые собратья: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Жан Рено, Кристиан Клавье, Жан Поль Бельмондо… Любопытно: всех этих актеров трудно назвать красавцами, но харизма и талант перевоплощения делают их настолько притягательными, что нет никакого сомнения – большая часть женского населения планеты питает к ним нежные чувства.

Но самое главное – все эти лицедеи не боятся выглядеть смешными и до безобразия уродовать свои внешности.

Возьмем знаменитых «Пришельцев», которые приросли уже несколькими дополнениями. Нехитрая идея с перемещениями по «горе, изрытой коридорами» (то есть во времени) дает возможность проявлению стольких нелепостей, что к концу фильма можно не успеть добежать до сооружения с буквами «Мэ» и «Жо». Фразочки же «Ни капли дьяволу!», «Тормози повозку, мессир желает изрыгнуть», «На моей земле не съедают женщин, достаточно будет ее сжечь», «Лучше смерть, чем поражение!» вполне пригодны для употребления в современных реалиях. И хотя акцент сделан в первую очередь на том, чтобы рассмешить зрителя (благодаря занятным перипетиям, случающимся с главными героями), в комедии есть и благородство, и дружба, и порядочность, и любовь, и, конечно же, критика.
Не менее остроумна и картина «Миллион лет до нашей эры» о двух первобытных племенах – чистоволосых Гоги и грязноволосых Гиви, сотни лет ведущих войну за шампунь. Чего только стоят жена вождя, «красотой» которой должен восхищаться каждый, или ночник, которому на его «Гасите свет, берегите электроэнергию!» всякий отвечает «Пошел ты!», или школа… швей-гитаристок. Интересно, что всех соплеменников зовут одинаково. Как они определяют, о ком идет речь, – загадка. Например: «Кто на этот раз? – Гоги. – Наш раскополог?» Когда же происходит первое в истории человечества убийство, это вызывает недоумение всего племени: зачем было убивать девушку, если рано или поздно она бы все равно умерла («Она умерла от старости, но… молодой»)? И все действие сосредотачивается на поиске «убивателя»: тут реплики можно прямо конспектировать.

А прекрасный образ рассеянного скромника, попадающего в нелепые ситуации, придуманный самим Ришаром и прекрасно воплощенный им в уморительных «Высоком блондине в черном ботинке», «Уколе зонтиком», «Налево от лифта», «Беглецах», «Папашах», «Невезучих», «Игрушке»… Или искрометный Бельмондо в «Чудовище», «Игре в четыре руки», «Асе из асов», «Авантюристах», «Великолепном»… Нельзя не упомянуть и жанр, изобретенный французами и соединивший боевик с комедией, который сделал «Такси» самым коммерчески успешным…

Словом, лучше один раз увидеть. И не бойтесь возвращаться к старой классике. Порой это очень полезно.