Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Лилия Шайхова, журналист

Чуть помедленнее

566

Классика бессмертна. Еще в начале XX века Зощенко писал: «Управление связи выработало нормы брака для корреспонденции. Этими нормами разрешалось безнаказанно терять двенадцать процентов писем, шесть процентов заказных писем, четыре процента телеграмм... Одним словом, почтовики кое-как уравнялись с другими профессиями. Нормы допущены подходящие. Не зверские. И заметьте, как глубоко продумано. Например, четыре процента телеграмм. Не три, не пять, а четыре. Тонкость какая, замечаете?»

Промчались годы, а ничего не изменилось. Но я не о почте сейчас, а о нормах и о неизвестности логики выбора цифр.
Взять, скажем, городские автобусы. Точнее, их расписание. На каждом остановочном пункте висит табличка с графиком отправления. Казалось бы, все для удобства пассажиров. Подходи к назначенному времени на остановку, и будет тебе счастие. Не все так просто.
Точность остается вежливостью лишь королей, потому что бобруйских водителей в наличии монарших кровей точно не заподозришь. Точно-преточно по расписанию они отправляются лишь с конечных пунктов. Далее идет пассажирская рулетка, к слову, одобренная в официальных документах. Согласно Правилам автомобильных перевозок пассажиров (п. 219), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь №972 от 30 июня 2008 года, на регулярных городских перевозках допускается отклонение – не ранее чем за 3 минуты и не позже чем за 5 минут относительно времени по расписанию.
То есть автобус может с полным на то правом уехать от остановочного пункта позже или раньше. Как получится. Конечно, лучше позже. Тогда шанс уехать возрастает. Правда, в этом случае можно опоздать на поезд, скажем.
Но до поезда (а также до работы или дома) можно и вовсе не до­ехать, если автобус уйдет раньше. Особенно в том случае, если автобус последний, а район отдален от центра. Маршрутки во многих районах после наступления темноты и вовсе не курсируют, как и положено в глухих дореволюционных деревнях. Утрирую? Вовсе нет. Уехать, скажем, с Форштадта после 21.00 очень сложно. О маршутках сказано выше, а автобусы имеют обыкновение даже не останавливаться на тех «прыпынках», где не стоят пассажиры. В итоге набегают «лишние» минуты. Наверное, именно такие случаи предусмотрены законодательством? Иначе откуда разрешение уезжать раньше на три минуты?
Вы скажете, три минуты – так ничтожно мало. Позвольте не согласиться. Тот, кто работает со временем, знает: три минуты – это очень, очень много. Мировые рекорды составляют сотые доли секунды. Ни один уважающий самолет не поднимется в воздух раньше – о, ужас! – даже на минуту. Поезда и междугородние автобусы тоже не склонны спешить. Городскому же транспорту почему-то дозволяется. Почему?
Остановочный пункт, в районе которого я недавно работаю, – «Горбольница». Вторая смена заканчивается в 22.00. Ни разу, ребята, ни разу (!) за год автобусы маршрутами №№14 и 15 не отправились вовремя – всегда раньше. Правда, уверенно говорить могу за вечерние рейсы 22.24 и 22.23 соответственно.
Почему-то уверена, что и днем ситуация та же. А ведь на этой остановке садятся люди, при­ехавшие в поликлинику №1, горбольницу Морзона, детские поликлиники… Две-три минуты для них – очень много. Почему же закон вынуждает их бежать, чтобы не пропустить автобус и ждать на морозе лишнее время?
Конечно, можно сказать, что приходить на остановку надо заранее. А если не получается? Думаю, 2-3 минуты – самое оптимальное время ожидания. Или, по мнению работников автопарка, стоять на остановке, чтобы успеть, нужно полчаса?
Не нужно объяснять и то, что могут подвести часы. В век нанотехнологий, чтобы узнать время, в основном смотрят на мобильник. А в нем часы показывают наиточнейшее время, потому что подводятся не колесиком вручную, а настраиваются автоматически с помощью всемирной сети. Не думаю, что у всех водителей автопарка на руке красуется «Луч», стрелки которого бегут вперед, а у всех опоздавших пассажиров такие же часы отстают. Это неправда, и такие заверения даже не стоит приводить в качестве оправдания.
Неправда и то, что приезжать вовремя на остановку и отъезжать от нее невозможно. Возможно. В европейских странах, на которые чуть что принято кивать головой, это вполне возможно.
Да что далеко ездить, в Минске установлены электронные табло, где указано время прибытия автобуса. И представьте себе – прибывает с точностью до секунды. Несмотря на более бурное движение, чем в Бобруйске.
У нас же «минус три плюс пять» – все еще норма. То есть прибыть вовремя – не вариант, раз уж отклонения разрешены законодательно. О том, что это не норма, а нежелательные границы нормы, уже все забыли.
И на жалобы – вот, мол, опять от меня сбежал последний автобус – в диспетчерской автопарка индифферентно отвечают: «Имеет право».
То есть вариант отправляться точно вовремя даже не рассматривается. Жаль. С таким расписанием до Европы точно не добраться.