0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Ал. ПАЛИНДРОМ

Брутто брутально и нетто – не то

63

Боже упаси, если кто-то решит, что я против разворачивающейся маршем на пути рыночных преобразований нашей экономики. Как же можно протестовать по поводу ошеломляющего изобилия товаров на полках супер- и гипермаркетов, новых и новых инвестиций и инноваций в их производстве! Единственно, что беспокоит, – угрожающее достичь критической массы количество новаций и экспериментов с весом, объемом, шириной и толщиной отдельных товаров.

Зашел намедни в магазин известной торговой сети – к чаю сладенького присмотреть. В радующем глаз ассортименте кондитерских изделий неожиданно обратил внимание на вафли знаменитой гомельской фабрики. Не потому что знаю отменный вкус и всегда рад нарядному оформлению вкусностей. Удивила маркировка на упаковках: на одной значилось «номинальная масса 72 г», на другой такая же строка показывала 89 граммов. Можно предположить, что точность до грамма соблюдена с учетом веса упаковки. Но покупателя интересует больше чистый вес продукта. Но о нем приходится лишь догадываться.
На бакалейных полках глаза разбегаются от ассортимента круп, муки, макарон… Все ярко и очень разнообразно по весу: вот любимая народом гречка – пакеты в 900, 800 и 700 граммов, то же с рисом и другими крупами. А вот мука: привычные 2- и 1-килограммовые пакеты, а среди них вдруг упаковка весом 1750 граммов, ни больше не меньше!
Линейка янтарного напитка разнообразна до умопомрачения. Как-то незаметно литровые пивные бутылки уступили место емкостям по 0,9 литра, полуторалитровые – по 1,4, двухлитровые – по 1,9. Но цены-то практически не изменились от приведения пенного продукта в новую форму!

Или на это и расчет новоявленных маркетологов?

Ладно, пиво: меняя привычные стандарты, перестройщики хоть лозунги благородные борьбы с алкоголизмом объявляют. Но и с безалкогольными напитками, молочными продуктами, растительным маслом – форменная фирменная свистопляска в объемах их упаковки, а значит, и в ценах. Нужно быть, как минимум, мерчендайзером, чтобы разобраться в стоимости весовой единицы продукта, перемножить ее на объем упаковки с учетом других ценообразующих факторов, сравнить между собой и сделать правильный выбор.
Как сориентироваться в пакетах, банках и бутылках, разнящихся в 3-8 граммов или миллилитров? Или внешне одинаковых пачках сливочного масла, печенья, вафлей… Недавно бабуля одна сокрушалась: уже привыкли к стандартным тетра-пакам сока емкостью в 1 литр, так нет, подсовывают 0,9 литра – внешне такой же и цена практически та же, а 100 граммов умыкнули продукта. Сосед Василий тоже горевал на всю лестничную площадку: обман народа – вместо любимой «полторачки» любимого «Боброва» втюхивают 1,4 литра «реально по той же цене»…
Наши производители и реализаторы развернули настоящий поход за многообразие разнообразия. Нередко спекулируя под актуальными лозунгами борьбы за экономию ресурсов. Какая разница потребителю, будет в бутылке 800 или 810 мл постного масла? Но ему продают почему-то необходимый продукт в 810-миллилитровой бутылке с содержимым нетто в 745(!) граммов. Другой завод отправляет на рынок тару иной емкости. Третий упаковывает продукт в свой формат… Те же уловки наблюдаются в банках с тушенкой, рыбными консервами, огурцами. В последних при одинаковом наполнении овощем, водой, солью, уксусом и специями разброс в ценах поражает.
В непродовольственной группе товаров не обходятся без шулерских приемов, играя на привычных потребительских качествах изделий и ценах на них. Вряд ли кто-то заметил, что рулончики, простите, туалетной бумаги заметно уменьшились по ширине. А Петр Афанасьевич с третьего этажа обратил мое внимание на удивительное изменение: нынешний рулончик крепится в прежнем держателе с люфтом в 5 сантиметров. Неужели экономия продиктована сужением области применения? – недоумевает учитель физики в прошлом. И демонстрирует другие удивительные свойства современных товаров: наливает в «оцинкованное» ведро воду, и оно при подъеме за дужку тоньше прежней приобретает овальную форму. «Третий закон Ньютона никто не отменял, а стандарт на толщину жести для изготовления ведра поспешили», – говорит Петр Афанасьевич.
После полученного урока стал обращать внимание на вещи вокруг. И правда, шифер нынешний и тоньше, и легче – убедился, когда помогал грузить шурину. Жена обратила внимание на дестандартизацию в производстве и реализации мыла: классическое «Детское», пожалуй, остается в классическом 100-граммовом формате, а прочие соревнуются в крохоборстве. Автомеханик Дима жаловался, что ключи-балонники ломаются, как спички… Во многом, полагаю, беды эти происходят от чрезмерной самостоятельности промышленников, производящих товары по собственным лекалам, то бишь доморощенным техническим условиям и нормативам. Раньше, в большом государстве, предусматривались единые стандарты для всего – от параметров вяления рыбы до цилиндрических хвостовиков для фрез. Заметьте, я не ропщу на то, что небо было голубее, а трава зеленее…