Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

«Я вечны парастак радзімы» К 70-летию народного артиста Беларуси композитора Валерия Иванова

5 461 0

«Я вечны парастак радзімы» К 70-летию народного артиста Беларуси композитора Валерия Иванова

Во времена, когда еще не было вокруг Бобруйска полукольцевой дороги, к себе на малую родину в Глуск Валерий Кириллович ездил всегда через наш город на Березине. Безусловно, бывал он в нем и с деловыми, целевыми визитами. А познакомились с народным артистом мы в… исправительной колонии.

Знакомство в зоне
Дело было так. В исправительное учреждение на окраине Бобруйска столичных артистов пригласили в качестве членов жюри, чтобы они оценили выступления двух команд здешних сидельцев в игре КВН. От местной прессы довелось присутствовать на ней и автору этих строк.
В ожидании окончания неких строгих пропускных процедур стоим в коридоре казенного дома, травим какие-то байки. Появляются из кабинета начальника минские гости, среди которых все узнают, конечно, Ларису Грибалеву, тогда еще незамужнюю певицу и телеведущую. От группы отделяется человек в очках и со словами «Здравствуй, Толя!» направляется ко мне. Вот он уже похлопывает меня по плечу и спрашивает: «Ну, ты записал свой диск?..» В недоумении я бормочу что-то, не понимая, с кем меня перепутали. Затем, улыбаясь, говорю, что я редактор бобруйской городской газеты. В воздухе повисает пауза, и человек в очках восклицает в полутемном коридоре: «Лариса, посмотри, разве это не Толя Длусский!?» Подходит более молодая артистка, глядит внимательно и вносит ясность: «Похож, но это не Длусский».Так я избежал бремени славы популярного белорусского барда, а сегодня и телеведущего, но получил истинное наслаждение от знакомства с известным композитором и замечательным человеком – Валерием Ивановым.

[notification_new icon=»» title=»» message=»<p><strong>Вехи биографии</strong></p><p>Родился 4 января 1948 года. Окончил Белорусскую государственную консерваторию (1975). Лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии (1978). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1988).<br />Народный артист Республики Беларусь (1998). Написал вокально-симфоническую поэму «Элегия о четвертой березе» на стихи М. Танка (1976); 2 симфонии (1974, 1980); симфоническую поэму «Посвящение старому городу» (1979); 2 концерта, в т.ч. для трубы с оркестром (1992); цикл музыкальных картин «Земля отцов» (1977-1981); драматическую поэму «Сымон-музыка» для оркестра народных инструментов (1983); пьесы для цимбального, в т.ч. «Пение дубрав» (1978), эстрадного оркестров, музыку к театральным и радиопостановкам, кино-и телефильмам. Автор песен на стихи белорусских поэтов «Гуляць дык гуляць», «Пахне чабор», «Раз ды разок…», «Аве, Мария», «Алёна», «Заранка», «Тапаліны звон», «Ты да я, да мы с тобой» и других.</p>» _made_with_builder=»true»][/notification_new]

Смолой сосновой пахнут стены…
В нашем городе живет немало друзей, одноклассников, знакомых народного артиста. С одним из них, ныне директором колледжа (узнав, что Валерий Иванов с супругой проследовал в Глуск), мы решили навестить маэстро на земле предков. Тем более что и повод был: его жена – 4-кратная олимпийская чемпионка Елена Белова – должна была отметить очередной день рождения. Созвонились, приезжаем в райцентр. Знаем, что живет звездная пара в деревне, уже сомкнувшейся с ним. Навигация по телефону еще действовала, пока добирались до окраины городка. А как в деревне отыскать дом? Заходим в как раз подвернувшийся при трассе цветочный магазин, чтобы выбрать розы для именинницы, спрашиваем: как проехать к чемпионке? О такой не слышала молоденькая продавщица, как ни расписывали мы достижения знаменитой фехтовальщицы. Но стоило нам упомянуть, что у нее муж песни пишет («Слышали «Сёння ў нашай хаце свята?»), как девушка нас же и упрекнула: «Так бы и сказали, что композитора ищете».
Вышла на крыльцо и рукой показала на видневшуюся невдалеке деревню – там любой знает дом Иванова.


Довольно быстро находим усадьбу спортивно-музыкальной четы. Радушные хозяева приглашают в дом, которому не менее ста лет. Увертюрой предстоящего торжества звучит хорошо знакомая «Ты да я, да мы с тобой…». За инструментом автор, а вокалом радует Елена Дмитриевна. Вскоре за столом начинаются воспоминания: о детстве, о родителях, о благо­устройстве дачи, о поездках на природу и пойманной «во-от такой щуке», о творческом музыкальном поиске на родной земле и о тех, кто бывал в этих стенах. А за более чем 30 лет они видели и слышали поэта-земляка Сергея Граховского и композитора Игоря Лученка, скульптора Ивана Миско и певцов Виктора Вуячича, Анатолия Ярмоленко, многих других артистов, спортсменов, ученых и просто хороших людей. Не без влияния энергетики глусских пенатов увидели свет несколько произведений народного артиста, среди которых, о чем напомнила Елена Дмитриевна, и гимн Национального олимпийского комитета. Помнится, Валерий Кириллович тогда процитировал строки из Бородулина: «Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем…» И после этих слов сомнений не осталось – душа творца питается соками родной земли, его музыкальное наследие произрастает из нее, как прекрасные глусские дубравы и боры.


«Я же здесь все лето живу. Осенью, зимой приезжаю, печь топлю, смотрю, как луна светит. Творческие идеи в голову приходят, желание реализовать которые усаживает за инструмент», – говорил маэстро тогда.

Есть еще вода в колодце
В Бобруйске Валерий Иванов, несмотря на хорошую объездную дорогу, бывает часто и по разным поводам. То он принимает участие в открытии масштабного фестиваля, то встречается с юными талантами в школе искусств, то навестит одноклассника, то с друзьями отправится на рыбалку. В один из приездов звонок композитора походил на обращение в скорую помощь: «Понимаешь, что-то двигатель моей японки фальшивить стал. Доберусь ли до дома, не знаю…» Несколько телефонных консультаций, и вот мы едем в один из автосервисов на улице Гоголя. Но здесь утро встречает внушительной очередью. Предлагаю Валерию Кирилловичу разрешить мне поработать директором народного артиста и «ускорить решение вопроса». Отказывается, поясняя, что на станции техобслуживания все равны, как в бане. Едем в Авиагородок, по второму адресу, но там за японку не берутся – электронщик уволился. Набираю мастера, у которого сам ремонтируюсь: тот не подводит, приглашает подъехать. Полчаса диагностики, и ребята записывают на листок, что из запчастей нужно приобрести, рекомендуют, как в щадящем для двигателя режиме добраться до Минска. Валерий Кириллович рассчитывается за работу, жмет руки всем автомеханикам. Я не сдерживаюсь и говорю, что именно этот композитор написал народный хит «Гуляць дык гуляць».
Мужики одобрительно поднимают большие пальцы рук: «Это наша песня! Только после работы…»
Назавтра маэстро сообщил, что деталь доставлена и установлена. «Так что жди, делаю перезаезд. Хочу тему закончить, которая в столице никак не продвигается. Думаю, это от воды, ведь такой колодезной здесь нет…»