Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Она любила цветущие каштаны. И была очень ответственным ответственным секретарем газеты

6 435 0

Она любила цветущие каштаны. И была очень ответственным ответственным секретарем газеты

В редакции «Камуніста» Анна Дмитриевна Лозовая во второй половине 1970-х напоминала мне строгую учительницу. Причем какой-нибудь математики. Потому что всегда восседала за столом секретариата в очках и со строкомером в руке. Сдаешь ей машинописные страницы выстраданного материала, а она осаживает твои просьбы не сокращать, как двоечника на парту усаживает: «Работайте, а мы посмотрим, почитаем…».

Ниточка за иголкой, но была головой, а не шеей
Жена офицера, кстати, и сегодня живущего в нашем городе, она немало помоталась по военным гарнизонам не только Советского Союза, но и стран социалистического содружества. Ввиду кочевой жизни служила в различных штабах и домах офицеров, работала в разных гражданских учреждениях. И везде, как говорится, зарекомендовала себя. Оказавшись в начале 1970-х в нашем городе на Березине, тоже дома не засиделась. Попробовав себя то ли в ЖЭКе, то ли в какой еще конторе, очутилась в конце концов в редакции «Камуніста». Редактор Николай Павлович Волоткович, убедившись, что белорусскоязычную газету она читает на украинский манер, и решив, что и писать так будет, назначил ее ответственным секретарем, в обязанности которого входили макетирование полос и обеспечение соблюдения графика выпуска издания.
Так Анна Дмитриевна стала настоящим начальником штаба газеты. Должность эту исполняла ревностно и рьяно. Спуску, что называется, никому не давала, если кто-то задерживал сдачу запланированного материала в секретариат. Запоминавшееся внушение делала авторам, недобравшим или превысившим норму строк в заявленных темах.

Для каждого сотрудника у нее находились меткие слова и выражения из украинских преимущественно поэтических и прозаических произведений, песен, пословиц и поговорок. Для меня, помню, привычным было услышать от Анны Дмитриевны: «Шановний козаченьку, будь ласка, сократите строк пятьдесят в том, шо вы сдали…»

//www.bobrlif.by/wp-content/uploads/2018/06/BZh-57_cr.png

Снова цвели каштаны
Она всегда была искренней в проявлении любви к родной Украине. Не было случая, чтобы с началом цветения каштанов на Социалистической она не призывала пред очи свои подчиненного ей непосредственно фотокорреспондента и не давала задание запечатлеть красоту белой кипени, напоминавшую ей, наверно, киевские бульвары. Затем всегда находила лучшее место для иллюстрации и лично подписывала фотоснимок. Обычно это были слова из популярной украинской песни «Снова цветут каштаны…». К повторяющемуся из года в год действу фотокор Толя Плахов приспособился своеобразно: нафотографировав единожды кучу цветущих каштанов, он всякий раз приносил ответсекретарю снимок из коллекции со словами: «Снова цветут каштаны, Анна Дмитриевна». Она рассматривала отпечаток и говорила: «Нынче, Анатолий, вам особенно удалось передать красоту цветения».
А как она задушевно пела украинские песни! Звонким и чистым голосом – на редакционных праздниках и тихонько для себя – за рабочим столом, макетируя очередную газетную полосу. Если ты в это время нарушал идиллию творческого процесса Анны Дмитриевны каким-нибудь вопросом «А можно, я позже сдам?», она в духе реплик Валюхи из сегодняшней народной комедии «Сваты» что-то говорила по-украински, а потом добавляла: «Жив иль помер – сегодня же в номер!» И ты шел за стол корпеть над запланированным материалом. При этом секретарь удосуживалась еще пару раз зайти и напомнить об ожидании плодов твоих мук творчества. Такой же принципиальной была она и на разборах полетов на редакционных планерках и летучках.


Тахта от начальника штаба
Довелось мне узнать Анну Дмитриевну и с бытовой стороны. Будучи молодоженом и перебираясь из общежития на съемную квартиру, новую мебель для угла, конечно, не планировал. Исходя из скромных финансовых возможностей и целесообразности искал необходимые вещи по знакомым, названивая по телефону. Один такой разговор услышала и наш ответсек. И любезно молвила: «Александр, мы собираемся обновить мебель и могли бы предложить вам тахту в хорошем состоянии». Я, конечно, ухватился за такое предложение.
В тот же день после работы проводил хозяйку домой, чтобы посмотреть на первую в самостоятельной жизни мебель для семейного очага. Тахта оказалась крепкой, с зелено-оранжевой обивкой. Сработана она была если не в Венгрии, где служил супруг Лозовой, то во Львове или на другой какой украинской фабрике. С учетом наших служебных и приятельских отношений уже на следующий день она была куплена по сходной цене и перевезена на Заводскую улицу, где мы и Плаховы снимали полдома на две семьи. Позже тахта еще долго занимала свое место в первой нашей однокомнатной квартире.
…Следует сказать, что привыкшая к перемене мест и выполнению новых задач Анна Дмитриевна хоть и находилась уже на пенсии, по первому зову пришла в 1982 году на пост ответственного секретаря вновь образованной районной газеты «Трыбуна працы». Через квартал на той же улице Либкнехта мы перешли в нее всем сельхозотделом «Камуніста», пригласив и бывших сотрудников объединенной газеты Лозовую и Шевчука. Возглавил же районку Сергей Васильевич Кобля.