Прошли, наверное, времена, когда подростки читали книги под одеялом с фонариком, потому что уже поздно и родители отправляют спать, а книга такая захватывающая, и хочется быстрее узнать, что же дальше случится с героями. Честно говоря, не знаю, что сегодня читают старшеклассники и успевают ли вообще что-то открывать, кроме заданной по школьной программе литературы. Заведующий библиотекой №16 Елена Назарова заверила меня: читают подростки. Причем многих, как ни странно, интересует серьезная литература: психологической направленности, биографические книги. Елена Леонидовна много лет работает с читателями разного возраста и заметила такую закономерность: если ребенок с детства видит, что в семье любят читать, и он тоже будет с удовольствием садиться за чтение.
– Мне кажется, любого можно заинтересовать и уговорить взять книгу. Походим вместе с подростком, выберем что-нибудь приглянувшееся. Понравится один раз, будет читать и дальше.
Стараюсь по возможности знакомиться с новой литературой. Нужно ведь еще уметь преподнести книгу. Навязывать и заставлять нельзя ни в коем случае. Если скажешь «Это такая книга! Ты просто обязан и должен ее прочитать!», не возьмут. Можно сослаться на пример сверстников: «А ты знаешь, вот девочка из твоей школы брала такой приключенческий роман, и ей понравилось». Я обычно говорю: «Сама эту книгу читала, кое-что мне нравится, что-то не очень, но это мое мнение.
Смотри, сколько людей брали книгу. Разные мнения были, но никто не сказал, что она плохая. А вот как ты ее воспримешь? Потом придешь мне расскажешь, хорошо?» Подросткам очень нравится, когда с ними общаешься. Я уже давно обратила внимание, что современные дети больше общаются в интернете, но не в жизни, даже с родителями мало разговаривают, и им нужны «живое» общение, беседа. Мы же стараемся всегда поговорить, обсудить, потом подростки начинают рассказывать не только о книгах, но и своих проблемах, о жизни.
Когда люди старшего поколения говорят, что современная молодежь «не такая», неправда это. Подростки всегда раскрываются в разговоре: дети и дети, обычные, хорошие, добрые. Если с ними нормально разговаривать и общаться, и они отвечают тем же. С подростками, считаю, нужно «выключать ментора» и беседовать на равных, по-хорошему.
Школьники, когда только приходят в библиотеку, поначалу выбирают рейтинговую литературу из интернетовских подборок, фэнтази, о любви книжечки. Потом предлагаешь серьезнее литературу: а попробуй вот эту книгу, вдруг понравится. И берут, и читают.
Меня недавно поразил случай. Пришли в библиотеку мальчишки восьмого класса за программной литературой. А у нас на выставке стояла книга «Джейн Эйр». Они увидели и давай перешептываться: «Смотри, я начал читать, классная книга! Там такие чувства!» Случайно услышала и оторопела. Я бы даже и не подумала, что мальчишкам будет интересна эта книга. А оказывается-то. Предложила им и другие похожие. Взяли с удовольствием. Я уверена, что они снова придут за новыми книгами и советом.
Нужно обязательно прислушиваться к подрастающим детям. Если подростку понравится, если угодишь, еще и друзей приведет. И мы счастливы, что они приходят в библиотеку, читают и обсуждают с нами книги.
Если захочется почитать что-то увлекательное и душевное, узнать, как твои сверстники переживают проблемы и трудности, встречают первую любовь, как умеют дружить, прислушайся к заведующему библиотекой №16.
Елена Назарова советует, какие книги, на ее взгляд, будут интересны подросткам.
Джон Бойд
«Мальчик в полосатой пижаме»
Повествование в книге ведется от лица Бруно. Это восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живет в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец – высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на пост коменданта лагеря для евреев Аж Высь (или Аушвиц по-немецки, а на польский манер Освенцим) семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идет черный дым.
Все члены семьи, кроме отца и дочери, которой в ее 12 лет очень понравились идеи нацизма, очень тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем. Там при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожают узников. Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль. Оказывается, что родились они в один день. И это обстоятельство их сближает. Мальчики часто встречаются возле колючей проволоки. Им не понятно, чем одни люди лучше других, почему у кого-то есть дом, еда, а кто-то ходит в полосатой пижаме и голодает. Оригинальный прием автора позволяет задеть струны души даже у самых жестокосердных читателей. Финал настолько неожиданный, что невольно вызывает слезы.
Проказов Б.Б.
«Герои Великой войны»
Эта книга о героях 1941 года – самого трудного периода Великой Отечественной войны. Это они приняли на себя первый удар врага и своими руками заложили основу нашей победы над фашизмом. Книга написана интересным и доступным языком, увлекает юных читателей с первых страниц. Наличие красочных, современных иллюстраций дает возможность лучше представить картину военных событий. Эта книга является ступенькой, первым шагом к чтению литературы о Великой Отечественной войне.
Харпер Ли «Убить пересмешника»
Эта книга о взрослении маленькой девочки, которое проходит через приключения, веселье, отношения со сверстниками. Непоседливой девчушке много чего предстоит узнать, в том числе и о несправедливости жизни в отношении детей, слабых, людей с другим цветом кожи. Но в результате мы видим, что не от цвета кожи, социального положения или общественного мнения зависят доброта, сопереживание и взаимопомощь. Это зависит от души человека. Несмотря на все происходящие в романе далеко не самые приятные события, это невероятно уютное, теплое, жизнеутверждающее произведение, возвращающее веру в человечество.
Тамара Крюкова «Костя + Ника»
Повесть о первой любви, о чистых отношениях между подростками, о самопожертвовании и о том, что настоящая любовь побеждает все. Даже, казалось бы, невозможное. Лето. Подмосковный поселок. Тут кипит веселая дачная жизнь. Старшеклассники, опьяненные свободой летних каникул, ведут себя соответственно возрасту: тусовки, музыка, легкий флирт. В этой легкомысленной, ни к чему не обязывающей обстановке зарождается настоящее чувство между подростками из разных социальных слоев общества: 15-летней Никой, дочерью известного художника, живущей в полном материальном достатке, но совершенно одинокой, и 16-летним Костей из простой семьи. Костя оказался единственным человеком, который понял Нику, стал ее настоящим другом, помог поверить в себя и преодолеть, казалось бы, невозможное. Вместе они победили болезнь Ники: она снова может ходить.
Тамара Крюкова «Двери»
Мальчик Матвей учится писательскому мастерству. Но все равно он проходит только первый урок. Каковы же главные секреты писательского мастерства? Они очень простые: нужно все подмечать и научиться открывать двери. Вместе с героями мы попадаем в волшебные истории, повествующие о башмачнике, который получил от гнома чудесный дар; о марионетке, в груди которой бьется человеческое сердце, и о заколдованном доме Трех скрипок. Сюжет сказочный, но в каждой сказке есть урок. Урок доброты, сострадания, человечности.
Павел Санаев
«Похороните меня за плинтусом»
Главный герой книги – маленький мальчик Саша Савельев. Он живет с бабушкой и дедушкой, которые, казалось бы, проявляют о нем большую заботу, но забота эта своеобразна… Саша очень любит маму, но не понимает, почему он не может жить вместе с ней, и скучает. Судьба мальчика вызывает сочувствие и жалость. Несмотря на то что сюжет книги достаточно трагичен, в ней присутствуют и ироничные моменты. На мой взгляд, основная мысль книги в том, что автор показывает, как важны для маленького человека теплые и доверительные отношения между самыми близкими людьми – родными, и в целом как важна семья для любого человека.
P.S. Родителям я бы тоже советовала прочитать эти книги, чтобы понять: взрослые не всегда правы в каких-то жизненных ситуациях. Чтобы вспомнить, что чувствуют подростки. Чтобы в отношениях с детьми не делать ошибки, которые сложно потом исправить.